Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Оркестр Дюка Эллингтона. Подарок к Международному дню джаза

"Тю... я как всегда все пропустила. :(((((((
Ты хоть бы намекнул заранее, что ли!"

          (из старых комментариев)


Дамы и господа.
30-е апреля день знаковый. Первый полуюбилей, можно сказать.
Весь свингующий мир в пятый раз отмечает замечательный праздник - Международный день джаза.
А пританцовывающая по этому поводу судьба подготовила щедрый и весьма концептуальный подарок.
14-го, 15-го и 16-го мая в Реховоте, Тель-Авиве и Хайфе пройдут гастроли The Duke Ellington Orchestra (Оркестра Дюка Эллингтона)!!!
Ровно три года назад оркестр приезжал в Израиль и нам посчастливилось побывать на концерте. Сегодня есть повод поделиться старыми, но не устаревшими впечатлениями. 

 
93 года исполняется в этом году величайшему оркестру всех времён и народов в истории джаза.
Сам Дюк, а если говорить с подобающей уважительностью - Эдвард Кеннеди "Дюк" Эллингтон , родился 29 апреля 1899-го года, и джазовый мир исправно отмечает его дни рождения. Но любимое детище - ОРКЕСТР, возглавляемый Мастером со дня основания в 1923-ем году и до дня смерти 24-го мая 1974-го года, продолжает жить собственной жизнью и заслужил право на собственные юбилеи.
       
Я, вообще говоря, не любитель оркестров. Предпочитаю соло, дуэты, трио, небольшие комбо.
Но такое событие пропустить не мог. Семейное дело, переходящее из рук в руки. В 1974-ом году после смерти Эллингтона оркестр возглавил его сын Мерсер, трубач и композитор. Он продолжил отцовское дело, бережно сохраняя все традиции и аранжировки. И добавил новые собственные композиции. А в 1980-ом году принял активное участие в постановке на Бродвее мюзикла Sophisticated Ladies на музыку Дюка. После смери Мерсера в 1996-ом году дело продолжил его сын Пол Мерсер Эллингтон.
Но главным на концерте был отнюдь не невидимый миру Пол, а вполне реальный концертмейстер и пианист оркестра Томми Джеймс.


               
   
Он обьявлял названия исполняемых произведений, шутил с музыкантами и залом, руководил порядком исполнения сольных партий, играл на фортепиано, всячески резвился и импровизировал.
В беседе с Андреем Букреевым, опубликованной на интернет-портале Rostov.Ru обаятельный самоучка Томми рассказал, что когда в 1986 году пришёл в оркестр, оказался там самым юным участником.
   
– Как музыкант я до сих пор нахожу в сочинениях Дюка Элингтона какие-то новые кусочки, новые ходы в уже хорошо знакомых композициях.  У моего отца были абсолютно все записи Дюка, и я могу сказать, что вырос на этой музыке, сформировался как личность. Первой я попробовал на слух сыграть знаменитый It Don't Mean A Thing (If It Ain't Got That Swing). И был очень удивлён, когда у меня начало получаться.

 
Музыкант добавил, что никогда не брал уроки джаза. По его мнению, так нельзя научиться играть. Тем, кто только начинает свой путь, он посоветовал разучивать популярные стандарты, приходить на джемы и играть вместе с другими ребятами.
     
Томми убеждён, что все учебники по джазу ничего не стоят, ведь даже если ты выучишь их наизусть – джазменом не станешь. Такое обучение приводит к тому, что мы получаем абсолютно идентичных музыкантов, ведь все они учились по одним и тем же книгам.
– Я считаю, что мне очень повезло, ведь мой слух достаточно хорош, чтобы я мог услышать (а не прочитать) то, что хотел сыграть Дюк Элингтон или Чик Кориа, или кто-либо ещё. Не ходите в музыкальную школу, лучше учитесь играть дома. Если вы будете заниматься по восемь часов в день, рано или поздно у вас начнёт получаться очень хорошо.
   
Такой вот совет, а следовать ли ему - личное дело каждого. У Томми Джеймса получилось.
Тем замечательным вечером на Тель-Авивскую сцену вышли 17 музыкантов. И уж они то играть умели.


   

Всё началось,как полагается, с Take the 'A' Train - визитной карточки  Эллингтона. Мелодии, традиционно открывавшей его концерты и выступления на радио.



Слушатели вздрогнули и начали своё бесконечное движение вслед за музыкантами.
 
     


А дальше шло по нарастающей. Калейдоскоп стандартов Дюка и его великих соавторов...



Cotton Club Stomp и Sophisticated Lady, Satin Doll и Caravan.



Трубы, кларнеты, тромбоны, саксофоны свинговали, вытягивая жилы из благодарных слушателей.


Первый час пролетел незаметно, а второе отделение только прибавило жару.
Rockin' In Rhythm, Shakespeare Suite, In A Mellow Tone.



     
С моей точки зрения, уровень хорошего оркестра можно распознать, когда музыканты играют piano.
Зазвучал ещё один хит мастера Mood Indigo.




Тромбонист, кларнетист и саксофонист вышли на авансцену и неторопливо и негромко начали наигрывать невероятно нежную бессмертную мелодию. Не хватает в моём лексиконе приличных слов, способных описать чудесный коктейль нахлынувших ощущений.
           


Музыканты не скучали, в ожиданнии своих выходов, а наслаждались каждым мгновением происходящего.


 
Концерт завершился овациями. Пришлось сыграть ещё две композиции на бис.
Каковы же итоги состоявшегося праздника?
Оказывается,  оркестры не так уж плохи.
А иногда и очень хороши. Бессмертный оркестр великого Дюка, например.
         
Это любовь? Возможно.
Но где взять объекты страсти, дамы и господа?
Их очень мало, больших джаз-бендов. И так непросто и дорого устроить их гастроли.
Спасибо организаторам за доставленную радость.
Очень рекомендую не пропустить на этот раз, дамы и господа.
Tags: jazz, photo, the duke ellington orchestra, Оркестр Дюка Эллингтона, джаз, фотографии
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →