Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Золушка. Новая сказка Терри Маландена.

Дамы и господа!
Золушка.
Всё началось когда-то с Шарля Перро, а после удивительная волшебная поучительная и безрассудная сказка зажила своей жизнью.
Музой врываясь в мысли творцов или прячась между строками великих произведений. С волшебной лёгкостью меняя одежды. Становясь принцессой и снова притворяясь простушкой.
Жанровые рамки взломаны давно. Книги, фильмы, живопись, оперы, балеты...
Тайное становится явным, но лишь на мгновение, чтобы снова затаиться в ожидании нового вызова.
Вызов принят. К нам едет кавалер Ордена искусств и литературы Франции, автор около 75-ти хореографических композиций, насытивших репертуар множества театров мира, известный оперный постановщик, художественный руководитель Фестиваля «Время любить танец», проходящего каждый сентябрь в Биаррице, лауреат нескольких хореографических конкурсов, директор Национального центра хореографии — Балета Биаррица и многолетний художественный руководитель одной из самых интересных хореографических трупп Европы Malandain Ballet Biarritz Тьерри Маланден со своим знаменитым балетом "Золушка".
     
Фото: Olivier Houeix.
   
История этого балета о любви и возможности счастья начинается в 1940-м году, когда Сергей Прокофьев впервые взялся за партитуру. Премьера состоялась в Большом театре в Москве 21-го ноября 1945-го года. С тех пор ветренная и прекрасная Терпсихора порхает над знаменитейшими балетными сценами мира, собирая урожай восторгов и оваций. А 3-го июня 2013 года очередь дошла до премьеры постановки Тьерри Маландена, как и многие другие работы мастера взорвавшей балетный мир.
Добро пожаловать с 17-го по 20-е февраля на сцены Тель-Авива и Кирьят-Моцкин.
                         

Фото: Olivier Houeix.
           
Трудно, а подчас бессмысленно обсуждать будущее. Лучше вернёмся на два года назад и вспомним...
«Прелестная суета милых фей, крысиных королей, волшебников разной степени вредности, отважных принцев, спящих красавиц и маленьких лебедей – хрупкий кусочек поэзии, покрывающийся нежной и грустной сетью трещинок, полуторачасовое размышление мастера Тьерри Маландена о магии танца»,

писала немецкая газета Generalanzeiger Bonn о предыдущем балете  «Malandain ballet Biarritz» "Magifique" на музыку из трёх оркестровых сюит к балетам Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»,  привезённом в Израиль в 2015-ом году.
                         
                   
Остановимся на нескольких ярких мгновениях.
Такое можно увидеть только в чужих снах, путешествуя по ним, как в "Хазарском словаре" Павича. Свои дрёмы, даже самые невероятные, более предсказуемы. Но ведь это и были чужие сновидения. Тьерри Маландена. А теперь они стали и нашими.
         

"Спящая красавица". Остров ящиков-панелей. Странные видения в чёрном (то ли мыши, то ли лебеди, то ли колдуны) в полутьме, близкой к мраку, разделяют их на зеркальные составляющие. Зеркала ловят неведомо откуда возникшие лучи, и на сцене светлеет. Появляются балетные станки. В пустом и тёмном пространстве возникает репетиционный зал, заполняемый движением, отражением движения и бесконечными отражениями отражений...
                         

   
Под звуки вальса танцоры появляются и исчезают в пространстве меж зеркальными ящиками. Реальность растворяется в музыке и движении, и ты перестаёшь различать людей и их отражения.
     

 
Уходит "Спящая красавица" и звучит сюита из "Лебединого озера". На самом деле между тремя частями балетной фантазии нет чётких границ. Не только в сюжетном плане. Перед нами не появляются принц, Одетта, Одилия. Всё, что мы видим, лишь фантазии постановщика. Его сны, в которые он нас вовлекает, заставляя забыть обо всём. И музыка Чайковского не обрывается в пограничных зонах. Как солнечные протуберанцы, проникают музыкальные фрагменты друг в друга, заставляя по-новому сверкать великие мелодии Петра Ильича.
                   

   
В зеркалах возникают новые видения и потусторонние миры. Игра тел, рук, ног, кистей, пальцев, улыбок. Множественность образов, не все из которых поддаются расшифровке. Да и не нужно...
           

           
Ярчайшая феерия "Щелкунчика". Ирония и самоирония, грусть и радость, хулиганство и изящество...
           

           
И вот, через несколько недель "Золушка".
Не хочу писать о том, что будет. Интернет полон рассказов и фотографий маланденовской хореографической сказки. Исследователи приглашаются в "интерпуть", а я воздержусь.
Нет никаких сомнений в необычности и лёгкости, пластичности и графичности, ажурности и воздушности этой Золушки, порхающей среди фантазий и парящих в воздухе башмачков на шпильках. Собственных воспоминаний вполне достаточно.
       
Фото: Olivier Houeix.
                       
Прошло два года, но до сих пор не хочется расставаться с тем, что так понравилось, заворожило в «Magifique». Меньше полутора часов сценического действия, а по ощущениям прошло три жизни. Светлых и тёмных, как положено в сказках. Разных, ярких, головокружительных!
Память зрительная и эмоциональная нуждается в достойной подпитке.
Пришло время "лететь" в театр.
 
                   
Новую сказку Тьерри Маландена не пропущу, дамы и господа.
Tags: magifique, malandain ballet biarritz, Золушка, Терри Маландэн, Тьерри Маланден, балет, театр, фотографии

Posts from This Journal “балет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments