Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Фестиваль Израиля 2017. Безумный мир искусств.

Дамы и господа!
Фестиваль Израиля 2017. Иерусалим. Вернусь к давнему впечатлению. Прошло более двух десятков лет с нашего первого фестиваля, но невозможно забыть концерт гениального Стефана Грапелли в Биньяней хаУма. 90-летнего скрипача вывели под руки два молодых музыканта, усадили в кресло посреди сцены и вложили в трясущиеся руки скрипку. И руки перестали дрожать, и согнутая спина выпрямилась. Полтора часа незабываемой музыки...
Три года назад у фестиваля появился новый художественный руководитель. Не уверен, что при нём удалось бы послушать Стефана Грапелли. Под тем же названием "Фестиваль Израиля" нас ждёт "совсем другая история".
     
Гендиректор события Эяль Шор обозначил художественное направление: "Мы хотим показывать то, что вне фестивальных событий увидеть в Израиле практически невозможно." Поэтому, мейнстримовая классика, джаз, конвенциональный балет и традиционный театр выведены за рамки фестиваля. За реализацию новой концепции успешно взялся художественный руководитель фестиваля Ицик Джули, продолжая выполнять прошлогоднее обещание "встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами и увлечь зрителей в мир эмоций и магии."
Образцы, и при этом весьма достойные, имеются. Например, знаменитый Авиньонский фестиваль.
С 1-го по 17-е июня 2017-го года приготовим наши мозги к сотрясению современным искусством.
Фестиваль большой, а обзор краткий. Поэтому остановлюсь только на событиях, привлёкших моё внимание.
Подробности и фотографии взял с фестивального сайта.
             
 
Photo by Lucie Jansch      
Главное потрясение. "Последняя лента Крэппа".
"Удивительная встреча талантливого текста великого драматурга Сэмюэля Беккета и одного из великих творцов и режиссеров нашего времени Роберта Уилсона. Эта пьеса предоставляет нам редкую возможность увидеть талант Уилсона не только как режиссера, но и как перформера, сумевшего по-новому прочитать бессмертную пьесу Беккета, дотошно сохранив баланс между движением, светом и звуком".
Роберт Уилсон - постановщик, сценограф и актёр! Гений Уилсона в сочетании с гением Беккета. Где и когда ещё можно будет увидеть столь замечательный тандем. Фестиваль Израиля предоставляет такую возможность.
             
 
  Photo by Lucie Jansch
   
Недавно друзья рассказывали о потрясении от поставленной Уилсоном в Нью Йорке Хармсовской "Старухи" с Барышниковым и Дефо, а в будущем нам быть может посчастливится увидеть последнюю постановку Роберта  Уилсона "Письмо человеку", в котором Михаил Барышников воплотился в образ Вацлава Нижинского.


     
Чем глубже мы спускаемся по кругам фестивальной программы, тем расплывчатей и размытей жанровые границы.
"Когда я умру". Музыкальная история с призраками от знаменитого Швейцарского музыканта Тома Луза, которому журнал Theater Heute Magazine присвоил титул многообещающего молодого режиссера 2014 года.
Тут без сюжетной основы не обойтись.
В 1970-м году англичанка по имени Розмари Барон обнародовала неизвестные сочинения великих композиторов, включая Баха, Листа, Шуберта, Шопена, Бетховена и Дебюсси. Розмари, вдова с двумя детьми, не имеющая официального музыкального образования, поведала, что первым из почивших композиторов к ней обратился Лист, который попросил ее помочь ему завершить незаконченную и неопубликованную при жизни работу. Так началось ее плодотворное сотрудничество с множеством известных композиторов, покинувших наш мир.
           
 
  Photo by Karin Hofer
                                   
На основе реальной истории Розмари Браун и музыки покойных композиторов музыкант и режиссер Том Луз создал талантливый спектакль, искусно сотканный из тонких музыкальных кружев в обрамлении театрально-визуальных элементов. В течение всего представления артисты-музыканты плетут композиции, обнародованные Розмари Браун, как послание из потустороннего мира. Можно ли установить связь с потусторонним миром? Существуют ли призраки? Верить ли в реинкарнацию? Как справиться с потерей близкого человека?
Боюсь, что никак.
Центр постановки -  автор и исполнитель Эврипидис Ласкаридис, укутанный в какие-то прозрачные одежды, с выставленными напоказ женскими прелестями. Используя обыденные предметы и игру света из кабаре или водевиля, Ласкаридис создает бурный и полный юмора моноспектакль.
             
 
  Photo by Evi Fylaktou

Спектакль «Реликвия» — это ни на что не похожий перформанс, искусство трансформации, оставляющее необычно сильное впечатление. В 2015 году открыл фестиваль Aerowaves в Барселоне и с тех пор не сходит с театральных подмостков мира.Эврипидис Ласкаридис иронично использует идеи трансформации в мире сюрреализма.
И ещё один неоразимый (по крайней мере для меня) довод. В 2016 году Ласкаридис получил стипендию Пины Бауш!


   
Ещё одно представление из области невероятных перевоплощений.
Перекликаясь с «Пигмалионом», «Трансфигурация» рассказывает о беспомощности художника, мечтающего вдохнуть жизнь в свое творение.
       
 
  Photo by Didier Carluccio
           
Исполнитель накладывает себе на лицо глину слой за слоем, так что в какой-то момент полностью исчезает в материале. Де Сагазан предпринимает отчаянные попытки укрыться под глиной и превратить самого себя в живое произведение искусства, но материал отбирает у него власть над собой, требует от него погружения вглубь, в себя.
Оливье де Сагазан — уроженец Конго, выросший во Франции. Биолог по образованию, де Сагазан начал заниматься искусством около двадцати лет назад. Действительно, подобного мы ещё не видели.


     
Из области движения и перевоплощения переходим в мир танца. Но и тут нас ждут непредвиденные развороты.
FLA.CO.MEN безусловного и непревзойдённго мастер фламенко испанца Исраэля Гальвана.
В 2011-ом году в Daily Express  писали: ”Назвать Гальвана прекрасным танцовщиком — то же самое, что назвать Эйнштейна довольно хорошим физиком. Никогда не видел никого, подобного ему. Идеальная точность и равновесие обеспечивают ему входной билет в лигу гениев… ”
     
 
  Photo by Hugo Gumiel   
                   
Гальван анализирует отношения между музыкой и танцором. Его тело в танце превращается в музыкальный инструмент. С захватывающей виртуозностью танцор разбирает по косточкам объект своего исследования, не прерывая при этом интенсивный диалог с музыкантами ансамбля. Вместе они ломают музыку фламенко, уводят ее в область джаза и рока, создают коллаж, в котором тело и музыка переплетаются, образуя новый уникальный ансамбль.
Даже название спектакля FLA.CO.MEN - изломанное и собранное заново слово FLAMENCO.



Продолжаем движение... Главное, не останавливаться.
"Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди..."
Всё так, как предсказал Михаил Юрьевич. Зрители вперемешку с обнажёнными танцорами располагаются на сцене.

 
 Photo by Sammi Landweer
     
Пиндорама – название Бразилии до португальской колониальной эпохи. С 2004 года Лея Родригес руководит танцевальной труппой в самом сердце печально известного региона Рио-де-Жанейро под названием Маре, где процветают насилие и преступность. Обнажённость танцоров помогает хореографу показать беззащитность и хрупкость человека перед захлёстывающими волнами насилия и жестокости окружающего пространства-времени.
             


Рассказ об одном из самых шокирующих представлений фестиваля начну с цитаты из французского театрального издания Les Trois Coups.
«В своем спектакле Анхелика Лидделл исследует нечто необъяснимое и не поддающееся выражению. Эта назойливая представительница гибридного искусства, чуть ли не ведьма, возвращается к нам с почти пятичасовым спектаклем-церемонией, спектаклем-приглашением, зовущим противостоять всему хорошему и всему плохому».
                       
 
 Photo by Luca del Pia
         
Анхелика Лидделл. Одно из самых громких и провокационно-спорных имён в мире современного перформанса.
Сценарист, режиссёр, актриса зашкаливающей энергетики и бескомпромисного восприятия реальности.
Спектакль «И что мне делать с этим мечом?» сфокусирован на двух реальных случаях, произошедших в Париже. Преступление, совершённое в 1981 году японским студентом, убившим и съевшим свою однокурсницу и теракт в Париже в ноябре 2015 года.
Поэзия замешанная на насилии и лучик надежды в конце.


Можно завороженно и (или) испуганно продолжить совместное путешествие, но я предпочту поставить точку. Десятки искушений ждут на сайте.
Лично для меня нынешний фестиваль подобен гигантскому лабиринту, полному неизведанных закоулков, где зрителя поджидают боги и демоны современного театра.
Надеюсь, это небольшое описание, подобно нити Ариадны, поможет вам выйти из пещеры Миноса, сразившись с Минотаврами всех театральных мастей.
И отважно победить, дамы и господа.
Tags: Иерусалим, Фестиваль Израиля, балет, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments