Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Хор мальчиков из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-оркестр из Лейпцига. Предрождественский Бах.

Res severa est verum gaudium
Серьёзный труд — истинное удовольствие.
     Сенека          
                 
Дамы и господа!
Знаете ли вы в чём секрет красоты английского газона? Правильно, за травой нужно ухаживать и регулярно подстригать. Лет 200, как минимум...
В честь пятидесятилетия установления дипломатических отношений между Израилем и Германией к нам с гастролями приезжает хор мальчиков из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-Оркестр из Лейпцига. С 4-го по 8-е декабря на нескольких концертных площадках Израиля будут исполняться кантаты номер 1, 2 и 6 из Рождественской оратории Иоганна Себастьяна Баха.
При чём же здесь британский газон, спросят любопытные.
                 

    Foto: Jens Gerber  
.
Хору мальчиков из церкви Святого Фомы более восьмисот лет!!! Не знаю, сколько восклицательных знаков поставить после такого числа... Он был создан в Лейпциге по инициативе маркграфа Дитриха Мейсенского в 1212-ом году. Одной из вершин в истории хора были годы с 1723-го по 1750-й, когда его кантором являлся Иоганн Себастьян Бах и еженедельно писал для хористов новую кантату.

Сотне мальчиков в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, приезжающим на гастроли, до 800-летия далеко. Разве что, по совокупности. Они живут в интернате, чтобы иметь возможность полноценно репетировать и петь. Плюс традиции, школа, тени предшественников, сами стены обязывают и формируют, воспитывают и учат. Хор не просто хорош или очень хорош. Он является одним из лучших музыкальных коллективов подобного плана в мире. В его репертуаре музыка от Возрождения до современой.
И, несомненно, Бах.
   
 
  Foto: Roman Friedrich (SINNergy)
           
По сравнению с "почтенно-юным" хором сопровождающий его оркестр "чрезвычайно молод"
, но тоже имеет многовековую историю. Всё началось с общества Гроссес Концерт (нем. Grosses Concert), в 1743-ем году начавшего давать концерты в частных домах. А в 1781-ом на месте Дома гильдии ткачей архитектор Иоганн Карл Фридрих Дауте построил дом для Лейпцигского оркестра, названного Гевандхауз (Суконный двор).
                                   

Сегодня домашняя сцена Лейпцигского оркестра находится в центре рядом с Оперным театром. Его девиз вынесен в эпиграф. В истории оркестра значатся знаменитые композиторы. С 1835 по 1847 год с двухлетним перерывом его возглавлял Феликс Мендельсон. В наши дни симфонический оркестр Гевандхауза дает около двухсот пятидесяти концертов в год. В его репертуаре весь спектр классической музыки.
И, несомненно, Бах.
       
   
    Foto: Jens Gerber
       
Хор из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-оркестр сотрудничают, начиная с восемнадцатого века, и успешно концертируют по всему миру. В начале декабря, благодаря юбилею, они приезжают к нам. Дирижировать будет Готхольд Шварц, в 1964 году двенадцатилетним мальчиком начавший петь в Хоре Святого Фомы, а в ныневшем ставший его музыкального руководителем.
   
Исполняться на концертах в Израиле будет Рождественская оратория, написанная Бахом в 1734-ом году, в то самое время, когда он возглавлял хор, и предназначенная для исполнения во время Рождественских праздников, каждая часть – в один из шести дней Рождества – в церкви Святого Фомы и церкви Святого Николая в Лейпциге. Приведу фрагменты описания с сайта www.belcanto.ru.
           
Рождественская оратория представляет собой собрание из шести кантат, каждая протяженностью 30 минут, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям оратории следующим образом: 1. Рождение Младенца; 2. Благая весть; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречен Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода; 6. Поклонение волхвов.
           
Оратория открывается торжественным и радостным хором «Ликуйте, торжествуйте», как бы грандиозным порталом, вводящим в повествование. После выразительного рассказа Евангелиста вступает ария альта «Готовься, Сион» (№4), заимствованная из кантаты «Геркулес на распутье». Далее хоралы чередуются с речитативом Евангелиста и арией баса «Великий Бог и сильный царь, возлюбленный Спаситель» (№8), заимствованной из «Музыкальной драмы в честь королевы».
         
2-я часть включает номера с 10 по 23, среди которых выделяются sinfonia в ритме сицилианы, открывающая часть почти импрессионистской звуковой картиной, передающей таинство ночи; нежная колыбельная «Спи, мой любимый» (№19, альт) и радостно оживленный хор «Слава в Вышних Богу» (№21).
                 
6-я часть (№54—64) возвращает к ликующим образам вступительного хора «с трубами и литаврами». В ней особенно обращает на себя внимание разнообразие жанров — фуга (начальный хор), танец (ария сопрано, №57), концертная ария (тенор, №62), и, наконец, завершающий ораторию хорал с развернутым оркестровым заключением в светлом торжественном звучании.
             
А теперь вернёмся к риторическому вопросу, заданному в начале. "Газон", возделываемый столетиями прекрасен наверняка.
Иначе быть не может, дамы и господа.
Tags: Гевандхауз-оркестр, Иоганн Себастьян Бах, Рождественская оратория, Хор мальчиков из церкви Святого Фомы, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “музыка” Tag