Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

"Бродский/Барышников". Очень личная встреча

Как славно в вечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
         Иосиф Бродский


Дамы и господа!
В жизни случатся моменты, когда в поле зрения попадает нечто очень желанное, но недостижимое. И причины несущественны. Важна печаль по несостоявшейся встрече.
Со мною такое случилось недавно. Прочитал у друзей восторженные отклики о рижской премьере спектакля "Бродский/Барышников". С радостью, завистью и грустью. И с абсолютной уверенностью в невозможность увидеть эту работу в Израиле. Страна наша мала и не часто является лакомым куском для звёзд первой величины. Разве что для древних рок-идолов на пенсии. Единственное исключение - джаз, но я не о нём.
Однако из любых незыблемых правил бывают прекрасные исключения. С 19-го по 25-е января в Центре Сюзан Далаль в Тель-Авиве состоятся встречи, пропустить которые невозможно. Полтора часа Михаил Барышников будет читать стихи Иосифа Бродского на русском языке в моноспектакле, поставленном режиссёром Алвисом Херманисом.

 
Знаменитая фотография Леонида Лубяницкого. Иосиф Бродский, Михаил Барышников и Мстислав Ростропович исполняют "танец маленьких лебедей". Как рассказывал автор снимка, идея исполнения танца принадлежала Иосифу Бродскому. А происходило "действо" в квартире у Михаила Барышникова.
Иное время. Из троицы, веселящейся на фотографии, лишь Барышников может сегодня быть автором идей. А реализацию нам предстоит увидеть скоро. Не случайно для этого выбран Центр Сюзан Далаль - основная сцена израильского современного танца и балета.
Любой жест гениального Барышникова, поднятый палец, отведённая в сторону рука, улыбка, даже полная неподвижность - это танец.

Почему так сильно захотелось увидеть и услышать? На что рассчитываю? Предвкушения, слухи, ожидания.

- Побывавшие.
Тех, кому посчастливилось побывать на спектаклях рижской премьеры, мало. Очень мало. Достать билеты было невозможно. Жаждущие ночевали перед кассой в палатках. Спекулянты перепродавали маленькие квадратики, дающие право на вход, за сотни евро. По слухам рекордные запросы перекупщиков достигали чуть ли не полутора тысяч. В России спектакль показывать не будут. Поэтому желающим увидеть пришлось ехать в Ригу. Выберу свидетельство, которому доверяю абсолютно.
На спектакле побывала семья Жванецких. Рассказ жены Михаила Михайловича Наташи:


Мы специально полетели на этот спектакль. ММ первый раз в жизни ради кого-то летел.

Мне жаль, что этот спектакль не привезут в Москву.
Сильное впечатление! Гениально!
И мужественно...про возраст, про старость, про смерть...



Фотография Натальи Жванецкой
                 

- Иосиф Бродский.

Поэт, разделивший моё восприятие стихов на "до" и "после". Уже писал об этом когда-то.
У меня любовь с первого взгляда. Или звука, если угодно.

- Михаил Барышников.
"Погуглив", получил почти 400,000 ссылок. В этом океане рассказов об одном из лучших в истории балета танцоре и мужественном человеке можно утонуть.


"Усилия ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!"

Иосиф Бродский видел это своими глазами. Так о гении мог написать только гений-очевидец. Мне, увы, не довелось застать "того самого" Барышникова.
Но в мае 2010-го года в Израиле мы стали свидетелями чуда. Было ли это прощанием с балетом? Не думаю. Такие, как Барышников, с танцем не расстаются. Любое его движение совершенно.
Нам посчастливилось побывать на спектакле Михаила Барышникова и Аны Лагуны.
И странное совпадение. Та встреча тоже разделила моё восприятие (на сей раз - балета) на "до" и "после".
 
 

Фотография Натальи Жванецкой
   
- Режиссёр. Почему "Бродский/Барышников"?
Несколько фрагментов интервью, взятого критиком Машей Насардиновой у постановщика спектакля Алвиса Херманиса перед рижской премьерой.
— На балетных звезд смотреть интересно вне зависимости от того, в каком они возрасте?
— Да. Я, например, помню один из первых своих спектаклей, «Портрет Дориана Грея». Я хотел, чтобы два старых танцора исполняли па-де-де Прокофьева. И Арвид Озолиньш, которому было почти 90 (он как раз знал Стравинского лично, он был в труппе Ballet de Monte Carlo в 20-30-годах), который еле мог ногу поднять, это па-де-де танцевал идеально — глазами. Просто гипнотизировал публику...
       
Тем, у кого есть актерская харизма, по большому счету, все равно, что делать в театре. Это такие stage animals, «сценические животные», в хорошем смысле слова. И они универсальны.
 
И то, как Миша Барышников в золотые годы владел своим телом... Я у некоторых хореографов спрашивал — вы можете профессиональным языком ответить, чем Барышников круче остальных знаменитых танцоров? В чем его сила? Одна из этих хореографов вместо ответа прислала мне ссылку на документальный фильм о Святославе Рихтере... Только таким примером и можно объяснить, наверное...
           
... когда я познакомился с Бродским, с тем, как он обращается с русским языком, – это произвело на меня буквально физиологический эффект. У меня просто ломка какая-то началась, меня аж крутило всего.
(Это, кстати, была одна из причин, по которой мы затеяли с Мишей Барышниковым спектакль: мне кажется, что Бродский использует русский язык очень вещественно, очень телесно. Если ты впускаешь в себя образы Бродского, они тебя начинают прям изнутри массировать.)

- Дружба.
Барышников и Бродский встретились впервые в 1974 году в Нью-Йорке. Знакомство стало дружбой, продолжавшейся до смерти поэта в 1996-м.
Гении после ухода обрастают многочисленными "друзьями". Трава у подножия монументов аппетитна и притягательна. Но Мыш, как называл Барышникова Бродский, был другом настоящим. Они хорошо друг друга понимали.
Читая стихи Бродского, Барышников обязательно что-нибудь откроет нам важное и тайное, известное исключительно ему. Нужно только очень внимательно слушать.

   
 
  Фотография Натальи Жванецкой
         
- Тема смерти.
Из интервью Барышникова.
   
Время — время тоже занимало Иосифа. Пространство. Концепция пустоты вселенной — и его личной тоже. И смерть. Смерть — это самая крупная тема здесь, надеюсь, просматривающаяся. Прослушивающаяся. Иосиф действительно боялся смерти с самого младенчества.
Он писал о смерти в 20 лет. И он предугадал свою смерть. Если вы помните «Натюрморт»...
     
"Я сижу на скамье
в парке, глядя вослед
проходящей семье.
Мне опротивел свет.
Это январь."
 
Боялся. Особенно, когда уже одна операция, вторая... Курит, останавливается на каждом углу — «Давай подышим». Подышать — значит, закурить новую сигарету. Выкурит — «Пройдем еще, пройдем еще, пройдем еще...»
 
"Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорее — влиянье небытия
на бытие. Охотника, так сказать, на дичь —
будь то сердечная мышца или кирпич."
     
Боялся смерти — но мы все... Я тоже боюсь. Хочется пожить все-таки. Стеная — только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.
"Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.
Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.
Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
Не хочу умирать. Не могу я себя убивать."

- ИОСИФ БРОДСКИЙ (отрывок из спектакля)

В тот вечер возле нашего огня
Увидели мы чёрного коня.

Не помню я чернее ничего.
Как уголь были ноги у него.
Он чёрен был, как ночь, как пустота.
Он чёрен был от гривы до хвоста.
Но чёрной по-другому уж была
Спина его, не знавшая седла.
Недвижно он стоял. Казалось, спит.
Пугала чернота его копыт.

.....
Была всего лишь полночь на часах.
Он к нам не приближался ни на шаг.
В паху его царил бездонный мрак.
Спина его была уж не видна.
Не оставалось светлого пятна.
Глаза его белели, как щелчок.
Ещё страшнее был его зрачок.

Как будто был он чей-то негатив.
Зачем же он, свой бег остановил,
меж нами оставался до утра?
Зачем не отходил он от костра?
Зачем он чёрным воздухом дышал?
Зачем во тьме он сучьями шуршал?
Зачем струил он чёрный свет из глаз?

Он всадника искал себе средь нас.
       
 
Фотография Натальи Жванецкой
         

- "Бродский/Барышников".
Пересечение линий истории и культуры. Не только интересный, судя по отзывам, спектакль.
Не знаю, как вам, а мне предстоит очень личная встреча, дамы и господа.
Tags: Алвис Херманис, Иосиф Бродский, Михаил Барышников, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →