- Классика, фламенко и балет.
Марк Моррис (Mark William Morris) родился в 1956-ом году в Сиэтле в семье, обожающей музыку. Отец с раннего детства обучал ребёнка строгим азам классики, а мать уводила сына в бурный мир фламенко и балета. Папа научил Марка читать ноты в 8 лет, и мальчик ежедневно часами играл на фортепиано. Позже он учился у Верлы Флауэрс (Verla Flowers) и Перри Брансона (Perry Brunson). Для Верлы Марк в 15 лет начал писать свою первую балетную музыку.
В 16-летнем возрасте Моррис решил стать танцором фламенко и отправился в Испанию. Но годы правления Франко не были лучшим временем для любых свобод. В том числе и музыкально-танцевальных. Марк переезжает в Нью-Йорк, а после в Нью-Джерси. Начинается богемная жизнь с друзьями актерами и танцовщиками на чердаке в Хобокен.
- Движение и звук.
Семейная "музыкальная школа" определила характер хореографии Морриса. Движения танцоров, мельчайшие жесты, пластика - всё это полностью определяется звуком.
Его танец невозможно представить без музыки. Эти две субстанции переплетены так тесно, что сливаются в единое танцевально-музыкальное пространство. Такое ощущение, что если отключить звук и просто смотреть балет, то музыка будет виртуально слышна и узнаваема. В некторых случаях мелодия даже запоминается, благодаря танцу. На счету Морриса сотрудничество со знаменитейшими оркестрами и музыкантами, такими как индийский таблист Закир Хусейн или виолончелист Йо-Йо Ма.
"Pacific" - photo by Hilary Schwab - 120 не предел.
В 1980-ом году в Нью Йорке Моррис создаёт свою танцевальную группу Mark Morris Dance Group и начинает всерьёз заниматься хореографией. С тех пор он поставил для своего ансамбля более 120-ти балетов. И не только для своего. Как режиссёр и хореограф Марк Моррис получил множество наград, включая престижную премию Американского фестиваля балета (2007-ой год).
- "Живая" музыка.
В отличие от большинства ансамблей современного балета Mark Morris Dance Group выступает только под "живую" музыку. И в Израиль с группой приедут музыканты. Сам Марк уже давно не танцует, но часто демонстрирует дирижёрскую выучку, становясь за пульт оркестра. Таким образом он, используя хоккейную терминологию, превращается в "играющего тренера"-хореографа и может руководить своими "музыкальными" танцорами в "режиме реального времени".
- Опера.
Ещё одна интересная творческая подробность. Марк Моррис как режиссёр и хореограф ставит спектакли и в опере. В таких знаменитых театрах, как Королевская Опера Ковент Гарден или Нью-Йорк Сити Опера.
- Михаил Барышников.
Высочайший уровень хореографии Морриса отмечает его знаменитый друг Михаил Барышников, танцевавший в 10-ти балетах Марка. Вместе в Нью-Йорке они основали проект "White Oak Dance Project". "Белый дуб" оказался настолько "мощным", что продержался с 1990-го по 2002-ой год. Мощное влияние Барышникова безусловно сказалось и на дальнейших постановках Морриса. Классика и модерн вместе дают яркие и гармоничные результаты.
- "Быстро, задумчиво, умеренно".
В 1993-ем году Джоан Акочелла (Joan Acocella) издаёт монографию о Марке Моррисе. А в 2001-ом выходит иллюстрированный сборник, названный в честь известного балета Морриса "Быстро, задумчиво, умеренно" - "L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato: A Celebration".

"Falling Down Stairs" - photo by Stephanie Berger
- Программа гастролей.
Со 2-го по 6-е февраля 2016 года в Тель- Авиве ансамбль Марка Морриса в двух программах даст 6 спектаклей.
Программа «А» (2 февраля 2016, вторник, в 20:00, 4 февраля, четверг, 20:00, 6
февраля 2016, суббота, в 16:00)
«Падение с лестницы» (постановка 1987 года для 14 танцовщиков на музыку
Баха – сюита для виолончели. Костюмы Айзек Мизрахи).
«Cargo» (постановка 2005 года для 7 танцовщиков на музыку Дариуса Мило)
«Три прелюдии» (это сольная работа – Марк Морис сам исполнил ее премьерый
вариант в 1992 года. Музыка Прелюдия для фортепьяно Гершвина. Костюмы –
Айзек Мизрахи).
«Фестиваль танца» (постановка 2011 года для 12 танцовщиков на музыку
австрийского композитора Иоганнна Непомука Гуммеля – фортепьянное трио).
Программа «B» (3 февраля, среда, 20:00, 5 февраля, пятница, 13.00, 6 февраля,
суббота, 21.00)
«Pacific» (постановка 1995 года для 7 танцовщиков на музыку современного
американского композитора Лу Харисона – фортепьянное трио)
«Падение с лестницы»
«Силуэты» (постановка 1999 года для 2 танцовщиков на музыку Ричарда
Каминга для фортепьяно)
«The» премьера этой работы для 16 танцовщиков прошла в июне 2015 года.
Музыка – Первый Бранденбургский концерт Баха в обработка Макса Регера для
фортепьяно в 4 руки.

"Pacific" - photo by Hilary Schwab
- Моцарт танца.
Mark Morris Dance Group считается одним из лучших в мире ансамблей балета в стиле постмодерн, а его основателя Марка Морриса за яркие незабываемые хореографические фантазии некоторые балетные критики называют Моцартом современного танца.
Вот и всё, что хотел рассказать. Вернее, почти всё.
Когда речь идёт о таких хореографах, как Марк Моррис, всегда остаётся нечто недосказанное.
Спешите видеть, дамы и господа.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →