Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Юрий Норштейн. "Невозможное - невеста человечества. К ней летят наши души"

Дамы и господа!
«Открытая лекция». Проект, основанный в 2012-ом году журналистом Катей Гордеевой.
Уже известна программа встреч в Израиле на ближайшие несколько месяцев.
7 февраля – «Открытая лекция» лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланы Алексиевич.
13 марта – режиссёр Кирилл Серебренников с лекцией «Театр как воспоминание».
10 апреля – Чулпан Хаматова с лекцией «Быть артистом – профессия или призвание»
15 мая – Александр Невзоров с лекцией «Срок годности русской литературы»
А первая встреча с мультипликатором Юрием Борисовичем Норштейном состоялась в Тель-Авиве 10-го января в зале театра "Гешер".

 
Не думаю, что есть люди, не слышавшие о нём, не видевшие его знаменитых мультфильмов. Уникальных, единственных, неповторимых. Как родился "Ёжик в тумане?" И из чего это самый туман состоит? А "Сказка Сказок"? Закрываю глаза и вижу кусочки этих фильмов. Танцплощадка. Волчок с глазами кота. Ухающая сова. Бредущий с узелком ёжик.

 


Не только я. И наши взрослые дети. А в будущем, уверен, и внуки. Речь идёт о тех сверпрочных кирпичиках, из которых строится и растёт живое здание человеческой культуры. Кто он, один из последних Мастеров мультипликации, не использующий компьютерные техники?
Всё руками, только руками...
 

       
Маленький столик в правом углу сцены. Неяркий свет, недостаточный для "колдовства".
Юрию Борисовичу это всё время мешает. Не тот свет и цвет. Норштейн не даёт себе поблажек и сейчас, при рассказе о своей работе. Всё должно быть по высшему разряду. А как без этой непреклонной тяги к совершенству можно сотворить шедевры?
       
Всё завалено бумагами, конвертами, текстами, кусками пергамента.
Громоздятся два тома монографии "Снег на траве". Потёртые и растрёпанные до состояния невероятного удобства пользования. В этих фолиантах собрана по кусочкам жизнь Норштейна. Как бабочки драгоценного гербария топорщат крылышки меж страницами куклы и рисунки, живопись чужая и своя, воспоминания и размышления, древность и современность.
Цепочки огоньков, протянутые из прошлого в будущее. Он сам - один из этих огней, освещающих путь идущим вслед.
         
 
         
Встрёпанная шевелюра, седой. Никакой он не лектор, а художник и поэт. Речь иногда суетлива, но при этом спонтанна и импровизационна. Лекция, не повторяющая саму себя, живущая своей жизнью.
Зависящая от зрителя, зала, настроения, листика, выловленного из кучи на столе. От волшебства человеческого общения. Как высочайшего уровня джаз. Что может быть более "настоящим"?

 
     
О чём он рассказывал? О многом. Из знаний и умений Норштейна можно составить не одну лекцию, а целый курс. Вот некоторые из парадоксальных осколков, осевших в памяти. Пусть они останутся тут, бережно сохранённые между фотографиями.
       
 
       
- Важно не то, каким видом искусства занимаешься, а кто ты...
               
- Компьютер лишён божественной ошибки.
У меня всем управляет рука.


 
             
- Японская поэзия для меня - эталон искусства. Не только стихи, но и поэзия изображений. Через былинку они обожествляют космос.
                     
- "Ёжик в тумане". Как получается эта эфемерная субстанция? Если куклу прижать к пергаменту, а потом удалять, то персонаж "уходит" в туман. Этим методом в древности пользовались китайцы, растворяя куклу в пространстве.

             
 
               
- Картон, пластик, бумага, пластилин... Из чего лучше делать куклы? Качество фильма не зависит от выбора материала, но выбор материала во многом диктует качество.
             
- Сможет ли искусство выправить кривизну нынешней жизни? Я не знаю...
         
- Упорство и божественный случай - непременные составляющие творчества.
         
 
     
- В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз.
                     
Норштейн копается в бумагах и достаёт видавший виды конверт. Из клочков возникает ёжик. Тот самый. Оригинальный. Начинается чудо на большом экране. Ёжик уходит в туман и появляется из него. Прижимает к себе узелок. Кусочек изрисованного целлулоида создаёт объём.
Всё эфемерно, неправдоподобно, невозможно и абсолютно реально в этом мире волшебного тумана.



       
Юрий Борисович переходит к "Шинели". Конверт с Акакием Акакиевичем исчез, растворился в настольном тумане, оставшемся после Ёжика.
- Так часто бывает с ним. Мистика Гоголя или я идиот?
       
Но вот Акакий Акакиевич найден и извлечён из убежища волшебным пинцетом. Из снов и деталей возникает многослойная голова. Появляется нос, принюхивается, морщится. Живая фантастическая реальность.
 

           
Фрагмент "Шинели". 10 минут восхищённого безмолвия. Фильм ещё не озвучен, и зрители в зале смотрят, затаив дыхание. Настоящая тишина. И овации после стократ оглушительней.
     
- Что нужно для завершения работы над "Шинелью"? Покой. Чтобы никто не трогал, а я не должен был по субботам тратить время, продавая свои книги.
       
Речь о том самом двухтомнике, превратившемся чуть ли не в единственный источник материального существования.
       
 
     
- Нужны три года работы. И деньги. Просить их у государства отказываюсь категорически.
       
- У меня есть много прекрасных друзей. И чувство нужности друг другу ещё не уничтожено. Что будет дальше? Не уверен...
       
- Главная моя проблема - я сам.
Читает Пастернака:
"Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой."
     
 
     
- Уровень задач должен быть на грани невыполнимого. Только такое ощущение даёт возможность достичь чего-нибудь .
Невозможное - невеста человечества. К ней летят наши души.

       
- Стихи Маяковского- ритмическая россыпь. Готовый покадровый монтаж.
   
- Почему я не пытаюсь собрать деньги через интернет? Считаю, что это неприлично. Я не должен просить.
     
- Искусство - нечто, соединяющее отдельные кусочки жизни. Кому-то дан этот дар, и он видит то, чего не видят другие. И когда он составляет единую картину, то остальные восхищаются.

 

- Сделанное тобой - часть более великого целого. Глядя на это, осознаёшь масштаб.
Вот тогда, наверное, и появляется Бог.

       
- Кто мои ученики? Те, кто отзываются в тебе стуком сердца.
             
- Представьте старуху. Страшную, беззубую, больную, скособоченную. У многих это вызывает отторжение.
А теперь покажите старуху вторично и расскажите её историю. Как во время войны она была медсестрой, спасала солдат. Эту старуху увидят иначе.
Наложился новый слой. Он и создаёт искусство.


 
                 
Сравнение, приходящее в голову, достаточно банально. Тем не менее, не высказать его не могу. Размышляя о норштейновской "Шинели", вспоминаю "Трудно быть Богом" Алексея Германа. Мысли по поводу этого фильма высказал здесь.
Рецензию закончил словами:
"Потерял ли Герман за 13 лет работы контакт с с картиной?  Не думаю. Некоторые произведения искусства можно рассмотреть только с большого расстояния. Дайте срок.
Трудно быть Богом."
         
 
             
Норштейн работу над "Шинелью" начал в 1981-ом году. 35 лет в пути.
Верю, что Юрий Борисович в своих кинематографических скитаниях дойдёт до финала.
А то, что реультат будет гениален, видно и теперь по предъявленным отрывкам, дамы и господа.
Tags: «Открытая лекция», Норштейн
Subscribe

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Мариза как явление природы

    Дамы и господа! 6 лет прошло. Не забыл, потому что невозможно. Среди разнообразных дней нашей жизни, грустных и весёлых, попадаются счастливые.…

  • Обманы Махтеш-Рамона. От заката до рассвета.

    Дамы и господа! Даже во времена вездесущей короны есть место любви, свету и радостям жизни. Более того, если раньше это было опцией, то ныне…

  • 10-й Эйлатский зимний 12. Хорхе Луис Пачеко. Viva Cuba!

    Дамы и господа! Начнём с трюизма. Кубинские джазмены бывают разные. Буйные, зашкаливающей энергией рушащие рояли и рвущие на части прочие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 146 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Мариза как явление природы

    Дамы и господа! 6 лет прошло. Не забыл, потому что невозможно. Среди разнообразных дней нашей жизни, грустных и весёлых, попадаются счастливые.…

  • Обманы Махтеш-Рамона. От заката до рассвета.

    Дамы и господа! Даже во времена вездесущей короны есть место любви, свету и радостям жизни. Более того, если раньше это было опцией, то ныне…

  • 10-й Эйлатский зимний 12. Хорхе Луис Пачеко. Viva Cuba!

    Дамы и господа! Начнём с трюизма. Кубинские джазмены бывают разные. Буйные, зашкаливающей энергией рушащие рояли и рвущие на части прочие…