Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Светлана Алексиевич. "Держать в душе свечу и не давать её загасить"

Дамы и господа!
Программа бесед на ближайшие месяцы уточнена. Как сказал бы "Крёстный отец" дон Корлеоне, нам сделано "предложение, от которого нельзя отказаться". Даже не предложение, а предложения!
     
Судите сами.
10 апреля – Чулпан Хаматова : «Быть артистом – профессия или призвание»
15 мая – Александр Невзоров : «Срок годности русской литературы»
4 июня - Александр Сокуров : «Жизнь таланта в государстве»
5 июня - Александр Сокуров : «Человек в кино»
29 июля - Михаил Борисович Пиотровский : «Мой Эрмитаж»
30 июля - Михаил Борисович Пиотровский : «Эрмитаж как сенсация»
А 7-го февраля мы встречались с лауреатом Нобелевской премии по литературе 2015-го года Светланой Алексиевич.
           
 
                 
Светлана Александровна Алексиевич. Главные книги из цикла «Голоса Утопии» - «У войны не женское лицо» (опубликована в 1985 году), «Последние свидетели» (1985), «Цинковые мальчики» (1989), «Чернобыльская молитва» (1997) и «Время секонд хэнд» (2013) переведены на 47 языков. Автор множества сценариев документального кино и трёх пьес.
         
В 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за многоголосие в творчестве - памятник страданию и мужеству в наше время». Впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту. Решение Нобелевского комитета вызвало шквал эмоций русскоязычного мира в диапазоне от благодарного согласия до гневного отторжения. Одни критики называют её «блестящим мастером художественно-документальной прозы», другие - спекулятивно-тенденциозной журналисткой. Говорили даже в приступах злого абсурда, что Обама позвонил в Нобелевский комитет и велел дать ей премию.
Смешно, суетливо, спорно...
       
 

Остановлю  "словопад" бесконечной сетевой информации. Как передать главное из почти двухчасовой беседы?
Я как прилежный ученик сидел не только с фотоаппаратом, но и с блокнотом. Для тех, кому не посчастливилось побывать на встрече с удивительным сильным человеком, предназначены эти короткие фрагменты. Некоторые мысли выделил. Но, мне кажется, для взаимопонимания важно всё.
                 
На сцене за столом спокойная женщина, уверенная в себе, в произносимом. Говорит без бумажки, знает, что и о чём. Никого не учит, рассуждает. Неторопливо взвешивает слова, скупая мимика, жестикуляция.
Это её первое публичное выступление после присуждения Нобелевской премии.
                                 
 
                                       
- Я бы не хотела называть это лекцией. Скорее, круг идей, мне интересных.
           
- Пять моих книг можно объединить под общим названием - Энциклопедия Красной Цивилизации. Взаимоотношение человека и утопии в 20-ом веке. Почему красивые начинания закончились столь ужасно?
       
- Так сложилось, что в России не любят русских лауреатов нобелевской премии (кроме Шолохова, пожалуй). Как только меня не обзывал хор голосов. Бендеровкой, русофобкой...
         
- На каком-то этапе с ужасом поняла, что самое художественное - это человеческое страдание.
           
- "Больше всего запомнились мне какие-то «маленькие» детали. Фельдшер Тихомирова вспоминает, что за месяц до войны закончила медучилище. Её призвали сразу, дали два часа на сборы. Она купила на все деньги чемодан шоколадных конфет, а сверху положила фотографию курса… Врач Александра Ивановна всё ещё задаёт вопросы: «Пришли мы в одну деревню, а там возле леса лежат замученные партизаны. А рядом, совсем недалеко, лошади пасутся… Я подумала: и как это люди такое страшное при лошадях творили? При животных. Они же смотрели, всё видели…». От некоторых рассказов сегодня ещё больнее».

 
     
- Мегабайты фейсбука, витающие в ноосфере, не имеют никакого отношения к тайне человеческой жизни.
       
- Иногда после целого  вечера общения и мучительных воспоминаний остаётся одна фраза. Например, "я такой маленькой пошла на фронт, что за войну даже подросла".
       
- Книга получается из того, о чём не надо писать.
         
- Многие не принимают мои книги. Даже часть женщин, о которых писала. Ждали общего взгляда на войну, к которому приучали и приучили. Мы в плену у большой монолитной истории, а доверять надо маленькой.
       
- Россия, к сожалению, закрылась, не впустив в себя мир.
 
- Искусство пытается разглядеть то, что находится за реальностью.
     
- Для своих книг я ищу человека потрясённого. Его не просто несёт временем. Он пытается понять, что с ним происходит. Все пять моих книг о таком человеке в экстремальной ситуации.
           
- Красота и ужас всегда идут рядом.
         
- Флобер называл себя человек-перо. Я человек-ухо.
               
         
- Чернобыльскую молитву писала не год - два, а 11 лет. Человек там оказался в пустоте и хотел передать самое важное. Например, один из вертолётчиков, среди первых "гасивших" реактор. "Мне немного осталось жить. Приходите, я расскажу. Я не понимаю, вы не поймёте, но когда-нибудь люди поймут".
       
- Из воспоминаний. Чернобыль. Людей вывозят. И тогда наступает настоящая тишина. Умолкают оставленные ими кошки и собаки.
       
- Вопрос чернобыльской старушки, не желающей уходить: "Неужели это война"? - камертон для написанного мной. Как передать безумие этого мира, где военные моют деревья, а растерянные люди идут хоронить молоко, яйца, предметы быта?
         
- Вблизи смерти человек говорит красиво, приподнимается на цыпочки, становится выше себя самого, иначе видит мир.
       
- Я не коллекционирую ужасы. Для этого достаточно войти в интернет, открыть газету. Я собираю силу человеческого духа. Люди даже в экстремальной ситуации могут остаться людьми.
   
- Мы все находимся в плену суеверий времени. А из-за забора закрытых фактов постоянно всплывают новые ужасы.
     
- С "живым" материалом трудно работать.
         
- Солженицын утверждал, что лагерь возвеличивает человека, а Шаламов говорил, что лагеря развращают и палача, и жертву. Мы видим сегодня, что прав оказался Шаламов.
         
- Даже в ситуации абсолютного отчаяния художник должен преодолеть себя и рассказать, что всё-таки добро есть. Пусть правда эта принадлежит будущему, но писатель обязан сохранить её сегодня.
       
- Почему моря человеческой крови не конвертируются в свободу? Чего не хватает?
       
- После всех страданий мы остались идеалистами. Находим виновных... Сталин, Берия... А зло распылено. Люди сами себе не признаются в плохом. Стараются отвернуться, спрятаться. И крысы зла плодятся в человеческих душах.
       
- Художник обязан попытаться понять и палача, и жертву.
           
- Микроб ненависти заразил весь мир. А тема страха сегодня - главная.
           
- В молодости могла заходить в палаты к безногим, безруким. А сейчас не могу. Исчерпаны запасы защиты от боли. Не могу более без слёз слушать рассказы очевидцев. Рассказала всё, что могла, о цивилизации слёз и страданий. Вокруг те же ошибки, та же боль.
           
- Люди обживают любой ад.
           
 

- Сейчас стало больше стариков. Медицина подарила 20 лишних лет. Что с этим делать? Многие живут уже не своей жизнью. Но некоторые, ощущая конечность жизни, обрели внутреннюю свободу.
   
- Из наблюдений. Голубей и кошек кормят в основном старые люди.
       
- Для осознания того, в каком мире мы живём, необходимо мужество.
       
- Как понять произошедшее? Где люди 90-х, сносившие памятники Дзержинскому. Красивая земля, церкви, монастыри. А с человеком сложно говорить открыто. При серьёзных вопросах он скукоживается и пытается сбежать. О чём они молятся в этих монастырях?
       
- Мир повсеместно правеет. Это очень опасно.
       
- Сентенция Фукуямы о конце истории оказалась красивой сказкой.
     
- Иногда Бог взваливает на человека столько, что нести невозможно. Сил не хватает.
   
- Каждый должен ощущать и охранять личное пространство. Перед собой, людьми и Богом. Хочется верить в высший разум, но всё зависит от нас.
     
- Что в Беларуси? Многие в 90-е годы смеялись над Батькой. А Лукашенко сумел остановить время. Народ застыл.
     
- Стратегия авторитарной власти - не дать отличить добро от зла.
     
- Человеческая жизнь превыше всего. Бороться нужно с идеями, а не с людьми.
       
- Не дать своей воле поддаться соблазну.
             
- Жизнь - это путь, и быть человеком - это ежедневный труд.
           
 
           
Ежедневный труд. Из 700 - 800 бесед в книге остаётся 100 - 200.
Сколько горя, отчаяния, жестокости, безнадёжности, страха приняла эта жещина, сделала своими, пережив боль собеседников, и оставила нам. А если не поймём мы, то нашим детям, внукам, правнукам...
Главное, сохранить и передать факты. Не бояться никого, не вписываться в удобные концепции, не становиться милой, избегать общих мест.
   
Бабушка говорила: "Светочка, нужно держать в душе свечу и не давать её загасить."
Это адресовано каждому из нас, дамы и господа.
Tags: «Открытая лекция», Светлана Алексиевич
Subscribe

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…