Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Фестиваль Израиля 2016. Праздник тела.

Дамы и господа!
Не одними джазовыми фестивалями жив человек. Есть иные события в театрально-музыкально-балетной жизни страны, заставляющие сердце биться быстрее. Главное из них - Фестиваль Израиля. Ежегодно он проходит в Иерусалиме и радует поклонников муз. Только один личный пример. Прошло два десятка лет с нашего первого фестиваля, но невозможно забыть концерт гениального Стефана Грапелли в Биньяней хаУма. 90-летнего скрипача вывели под руки два молодых музыканта, усадили в кресло посреди сцены и вложили в трясущиеся руки скрипку. И руки перестали дрожать, и согнутая спина выпрямилась... Полтора часа незабываемой музыки.
Спасибо, Старый Добрый Фестиваль.
В нынешнем году нас ждёт "совсем другая история".


 
     
2016-й год - серьёзная дата. 55-й Фестиваль Израиля пройдёт с 25 мая по 11 июня.
Более 100 участников из 9-ти стран. Многочисленные израильские коллективы и гости из Бельгии, Франции, Греции, Италии, Китая...
3 недели музыки, театра и перформанса.

Гендиректор события Эяль Шор утверждает: "У фестиваля много целей, но главная - быть интересным. Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие на встречу с новыми художественными стилями".
А художественный руководитель фестиваля Ицик Джули обещает "встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами и увлечь зрителей в мир эмоций и магии." Вот такие сложные "высокотехнологичные" планы у организаторов.
В этом коротком обзоре упомяну лишь несколько представлений, привлекших внимание. Подробности и фотографии взял с фестивального сайта.
"Гора Олимп" бельгийского режиссера Яна Фабра - уникальный спектакль-перформанс-марафон, продолжительностью 24 часа.
Место действия - гора Олимп, перенесённая в театр Иерушалаим - зал «Шеровер», лобби и все остальные театральные помещения. В течение всего представления можно свободно входить и выходить из зала.
Время действия -  с 17:00 четверга 09.06.2016 до 17:00 пятницы.
 
 
 
Бельгийский режиссер Ян Фабр и 27 его актеров опровергают все существующие правила. Группа дерзких исполнителей будет танцевать, страдать, изнемогать, любить, спать и мечтать на театральной сцене, населенной героями греческих трагедий.  Подобно происходящему на культовых ритуалах в честь Диониса у подножия Акрополя, театр на целые сутки  вернется к своей основной функции и создаст для публики изолированный мир, где время изгибается и разливается.
       
 
 
"Гора Олимп" увлечет зрителей в сумеречную зону между фантазией и реальностью на встречу с главными персонажами греческой мифологии: Антигоной, Эдипом, Одиссеем и другими, чьи истории рассказаны здесь мощно и безжалостно. Мифы "Горы Олимп" не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли видеть на сцене современного театра. Нам показывают их прямо, дерзко, обнаженно, включая самые темные стороны. Вражда, месть, прелюбодеяние, изнасилование, убийство, измена и войны – такими тропами греческая трагедия прокладывает зрителю  долгожданный путь к катарсису. И Фабр не только не устилает их розами, а напротив, многократно накаляет страсти, придавая театральному действу особую важность как "месту для заживления ран".
       
 

Ян Фабр - один из ведущих деятелей искусства и представителей театрального мира 30 последних лет. Интенсивная работа над постановкой "Горы Олимп" велась целый год. Четыре поколения актеров сменили друг друга на "Горе Олимп" - от тех, кто начинали вместе с Фабром, и до новых дарований.
Эта смелая монументальная работа получила высокое признание публики и критиков. А сам Фабр считает, что ему удалось в полной мере донести до зрителя свое художественное видение и использовать знания, накопленные за все годы творчества. На премьере "Горы Олимп" на берлинском международном фестивале искусств в конце 24-часового просмотра зрители  более получаса аплодировали стоя.

 

Специально для этого случая театр Иерушалаим на 24 часа изменит свой вид. В разных театральных помещениях появятся зоны отдыха, места для кулуарных встреч, площадки для разминки, прилавки с едой и напитками.
Чтобы все, кто поднимется на Олимп, могли жить, спать, мечтать и возвращаться в реальность вместе с театром Яна Фабра.

               
Француз Филипп Кен в мир театра пришёл из смежного пространства дизайна и пластики.  Со своей группой Vivarium Studio 2-го и 3-го июня в зале «Шеровер» театра Иерушалаим он приглашает на спектакль "Меланхолия драконов".
Визуальное приключение на снегу с участием шести рокеров, собаки, автомобиля "Ситроен" и Изабель..

 

Старенький Ситроен с шестью немолодыми рокерами застревает на заснеженной поляне в лесу. Герои на пути к осуществлению своей мечты – строительству парка развлечений. Оказавшаяся поблизости милая дама пытается им помочь и неожиданно становится восторженной зрительницей удивительного шоу - оригинального и абсурдного, раскрывающего по крупицам, как рокеры видят свой будущий парк.
В полном фантазии сценическом мире Филиппа Кена немыслимые атрибуты и разнородные элементы объединяются так неожиданно и с таким остроумием, что зрелище завораживает. Пересекающиеся мыльные пузыри, гигантские пластиковые пакеты, средневековая музыка, песни группой Scorpions, игривый щенок - и реальность постепенно переплетается с игрой воображения.

 

Международный хит «Меланхолия драконов» стал культовым шоу-спектаклем, полным юмора, эксцентричным, увлекающим – из тех, которые наполняют сердца зрителя тоской по исчезнувшему миру, по горьковато-сладкой наивности детства. После показа на престижных сценах мира спектакль занял почетное место  в программе фестиваля Израиля – в рамках мирового тура группы Vivarium Studio и художественного руководителя  парижского театра Nanterre-Amandiers Филиппа Кена.
 
Китайский режиссер Ван Чёнг и Théâtre du Rêve Expérimental (Китай) 4-го и 5-го июня приглашают на просмотр театрально-кинематографической версии классической китайской пьесы Гроза 2.0

 

Захватывающий современный мультимедийный вариант классической "Грозы" - драмы о мучительном распаде богатой семьи.
Пьеса изобилует темными тайнами. В центре сюжета  - недопустимый любовный треугольник между супружеской парой и служанкой, которая носит в чреве ребенка от своего господина. Ван Чёнг располагает на сцене большую съемочную группу, которая запечатлевает актеров и создает фильм для онлайн-демонстрации. Внимание публики фокусируется параллельно на двух действиях - зрители переводят взгляд со сцены на экран и обратно. Режиссер стирает границы между миром на экране и за его пределами, дестабилизируя наше  восприятие реальности, и поднимает вопрос о манипуляторных возможностях камеры при сложной интимной расстановке сил.
Мультмедийный вариант "Грозы" был впервые показан в 2012 году, получил высокую оценку Beijing News и был признан одной из десяти лучших театральных постановок за последние 30 лет. А режиссер Ван Чёнг был удостоен титула "Лучший художник-экспериментатор"  2012 года.
         
Перейдём к балетной программе Фестиваля:
«Больше, чем нагота. Праздник своего тела».
       
 
       
На сцене 12 обнаженных танцоров.
Австрийский хореограф Дорис Улих приглашает нас на праздник  тела, освобождённого от предрассудков и общественных запретов. Дорис создает уникальный хореографический мир, имитирующий детскую площадку, где обнаженное тело рассматривается без предубеждений, весело и свободно, а уникальный язык танца убирает неловкость.
Премьерный показ хореографической постановки "Больше, чем нагота" состоялся в 2013 году на фестивале Im ulsTanz в Вене. Последовавшие за этим гастроли по Европе получили восторженные отзывы.

Португальский хореограф Марлен Монтеро Фрейтас черпает вдохновение из таких источников, как миф о Пигмалионе и фильм Алена Рене и Криса Маркера "Статуи тоже плачут". Она говорит уникальным театрально-танцевальным языком, который требует высочайшего физического и эмоционального уровня выражения. Премьера "Кости и мясо" состоялась в 2014 году на фестивале Montpellier Danse и принесла шоу мировую славу.
     
 

 
 
Шоу «Кости и мясо – статуи тоже страдают» рассказывает о том, как в племени механических танцоров пробуждаются человеческие эмоции. Под ритмы живого трио ударников невидимая внешняя сила очеловечивает механические тела, заставляя их сталкиваться с болью, страстью, вожделением - чувствами, доселе неведомыми. Марлен Монтеро Фрейтас показывает приверженность людей своему племени с западной зрения. Она устраивает бал живых скульптур, на котором стирается различие между оригиналом и копией, живым и мертвым. И рождается новая природа.
       
FOLK-S. Ты и завтра будешь любить меня?
Доводящее до изнеможения ритуальное представление для шести исполнителей итальянского хореографа Алессандро Скиаррони, лауреата премии "Лучший артист нового времени" журнала  Danza&Danza за 2012-й год. Представлению в Израиле предшествовали выступления FOLK-S на престижных мировых сценах, среди которых Осенний фестиваль в Париже, фестивали Golidans в Амстердаме и Crossing the Line в Нью-Йорке.
         
Алессандро Скиаррони доводит мастерство своих танцовщиков до невероятного уровня, граничащего с пределом человеческих возможностей. Одержимые танцем исполнители хлопают себя по телу и ногам, выписывая идеально скоординированное по движениям и ритму действо. Но это ритмичная пляска на основе баварского народного танца шуплаттлер быстро переходит в изнурительную гонку на выживание, обогащая традиционную хореографию новым содержанием, делая ее многозначной, пришедшей из сегодняшнего мира. И в завершение, все в буквальном смысле падают с ног…
   
 

Этот необузданный спектакль был создан под вдохновением древних культовых танцев, выдержавших испытание временем. Скиаррони соединил фольклор с модерном и создал новый рисунок ритуальной хореографии, в которой романтические мотивы сливаются с ритмами британского синти-попа и хип-хопа.
И это далеко не всё. Программа обширна и разнообразна. С подробностями можно ознакомиться на фестивальном сайте.
       
От себя добавлю несколько "ретроградских" размышлений.
С приходом в прошлом году нового художественного руководителя Фестиваль поменял "ориентацию". Современные технологии, перформансы, хэппенинги, соединение этнографии и антропологии с видеоартом и техно. Раньше эта часть культурного пейзажа мира тоже составляла существенную часть фестивальной программы, но в нынешнем году, к сожалению, исчезли классические постановки театров мира. Не мелькают более имена достойные Питера Брука, Льва Додина, Габриадзе и равновеликих им режиссёров. Полностью исчезла всегда радовавшая джазовая составляющая. Балетные представления сместились в зону современного авангарда. Не густо с хорошей классической музыкой.
   
Очень надеюсь, что это явление временное, "острый период пройдёт" и параллельно "новым мирам" вновь заблистают "миры старые".
Но не устаревшие, дамы и господа.
Tags: Иерусалим, Фестиваль Израиля, балет, зелёный блокнот, театр
Subscribe

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Фестиваль Израиля 2020

    Дамы и господа! Фестиваль Израиля состоится в Иерусалиме с 3 по 12 сентября 2020 года. Задумался, какой знак препинания поставить после этой фразы.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Фестиваль Израиля 2020

    Дамы и господа! Фестиваль Израиля состоится в Иерусалиме с 3 по 12 сентября 2020 года. Задумался, какой знак препинания поставить после этой фразы.…