Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

TeZukA - признание в любви

Маленький человек на фоне безликой стены. Чёрное пятнышко. Человек играет в мячик?
Но пятно растёт, и уже понятно, что никакая это не игра. Это борьба. Это битва. Это война на выживание. Чёрная дыра, стремящаяся поглотить ВСЁ, и одинокий герой, из последних сил сопротивляющийся энтропии. Огромное чёрное чудовище и отчаянный (но не отчаявшийся) смельчак, пытающийся уцепиться за какой-то столик, за эфемерную занавеску, падающий и поднимающийся, всё время встающий между прожорливым ничто и миром, между ним и НАМИ.
Но зло преображается. Гигантская волна цунами вздымается над смельчаком. И накрывает всё. Битва проиграна. ЭТА битва проиграна.

       




Так завершается первая часть потрясающего действа, под названием "TeZukA", что нам посчастливилось увидеть на сцене Тель-Авивского центра сценических искусств. Я специально не употребил слово балет, ибо это был театр, Театр с большой буквы, вобравший в себя кроме хореографии всю радугу искусств. Многие музы потрудились вместе с Сиди Ларби Шеркауи, создателем этого чудесного спектакля.
Что происходит, когда художник пытается осознать, переосмыслить и показать нам мир другого творца?
Сиди Ларби Шеркауи, один из ведущих хореографов современного танца, родился в 1976 году в Антверпене в семье отца-мусульманина и матери-христианки. Он вспоминает, что с раннего детства увлёкся живописью, рисунком, пытался отобразить окружающий мир на плоских листах белой бумаги. И внезапно ощутил, что двумерное пространство стало тесным. И тогда Сиди ушёл в танец, пространство, где художник живёт внутри своего творения, является одновременно рукой, держащей карандаш, и самим карандашом. 
Ему привелось работать с Акрам Ханом, Уэйном МакГрегором, Кристофером Уилдоном, другими великими... Два года назад он привозил в Израиль своё представление "Sutra", где вывел на сцену монахов монастыря Шаолинь и превратил искусство боя в высочайшую танцевальную мистерию.
И вот встреча с ещё одним гением -  "Богом Манга" Осамо Тэдзукой. Мангака и прекрасный мультипликатор Тэдзука за свою жизнь создал 400 томов комиксов-манга (более 80-ти тысяч страниц), невероятно популярных в Японии и во всём мире, а полный список его опубликованных работ включает в себя более семи сотен манг, занимающих около 170 тысяч страниц, и всё равно не охватывает его творчество целиком.
Сиди Ларби Шеркауи говорит, что комиксы - это не только книжки с картинками для детей, а, в первую очередь, полноценный театр, обращающийся к нам на понятном языке. Сотворению этого театра мы и стали очарованными свидетелями. Я подчёркиваю частичку "со" в слове сотворение, ибо сам хореограф утверждает, что "танец - это сиюминутный рисунок, исчезающий вместе с прекращением движения. И представление нужно рисовать заново каждый раз".
Ухватившись за невидимый конец линии он ведёт нас за собой. Сегодня. Сейчас.
Самонадеянно взявшись поделиться своими впечатлениями о спектакле, я оказался сразу перед двумя безднами - хореографа и объекта. И испугался. Но как тот маленький герой, открывший мой сегодняшний рассказ,  постараюсь хоть немного продержаться пока не захлестнёт окончательно цунами впечатлений. Фотографии сделаны мной с задворок галереи огромного зала оперы. За качество не судите. Чем богаты... 
Спектакль состоит из двух действий. Основу первого составляет жизнеописание Тэдзуки.


Отец - врач, любитель кино и знаток европейской культуры. И мать, часто водившая мальчика в свой любимый театр Такарадзука. В этом особенном театре все роли (в том числе и мужские) исполняли женщины. Основу репертуара составляли романтичекские мюзиклы, столь любимые женской аудиторией, и это безусловно повлияло на мальчика и одной из важных ниточек пронизало всё творчество Тэдзуки. Рисовать комиксы он начал уже во втором классе. В детстве ему встретилось название жука - Осамуши и настолько впечатлило, что он взял его в качестве имени - Осамо.Однако, тяжело переболев в раннем возрасте, Тэдзука настолько впечачатлился своим врачом, что решил посвятить себя медицине. Поступив на медицинский факультет университета, он долго разрывался между комиксами и специальностью. И пришёл к матери. И попросил совета. Мать сказала: " Ты должен посвятить себя тому, что больше всего любишь."
Несмотря на то, что художник комиксов вовсе не являлся уважаемой специальностью в Японии тех дней, Тэдзука сделал свой выбор. А нерастраченную любовь к медицине отдал одному из своих героев. Black Jack лечит людей и сражается со злом на страницах его комиксов.
Одно из самых страшных впечатлений - пережитая бомбардировка Осаки также осталось с Осамо на всю жизнь. И пропитало бесконечные тома его творений.
Когда в 1989 году "Бог комикса" умер от рака желудка, его смерть привлекла внимание японцев не меньше, чем произошедшая месяцем ранее кончина императора Хирохито. По воспоминаниям, последними словами "Бога", обращёнными к окружившим кровать близким,  были: "Извините, не мешайте мне работать".
Всё это существует в пространстве спектакля, а жуки, превращающиеся в иероглифы, заполняют плоскости стен, реальных и виртуальных свитков, и даже тел. И герои мастера - Блэк Джек, Астро Бой, Будда вновь и вновь выходят на сцену, чтобы сразиться со злом, защитить человечество, выстоять, понять друг-друга.
То, что мы видим - образец синтетического театра в лучших его проявлениях.

 
- Это, безусловно, хореография. Мы встречаемся с девятью танцорами и танцовщицами из разных стран, каждый из которых, создаёт свой отдельный мир, пытающийся вступить в контакт с мирами остальных.

 

  

  

- Три музыканта: кореец Woojae Park, певец и мастер гьомунго - шестиструнной корейской цитры, на которой по Дзен традиции играют только мужчины , скрипачка из Польши Olga Wojciechowska и фантастическая японка Tsubasa Hori - певица, пианистка и исполнительница на тайко - японских барабанах и кото - японской цитре, более похожей на скелет доисторического чудища, выброшенного на берег океана. Различые страны, разнообразные культуры, невероятное музыкальное единение.
  

- мастер боевых искусств китаец Li Bo, серьёзен, изящен и чрезвычайно артистичен.
  

  

- И наконец японец каллиграф Tosui Suzuki, альтер эго самого Тэдзуки, главный хранитель традиции, непрестанно выводящий иероглифы своей кистью на бумаге и на спинах танцоров.
  

  
Один из пронзительных моментов спектакля - передача истины из рук в руки. Как только ладони героя Suzuki, сложенные лодочкой, пустеют, он лишается жизни. Невозможно существовать в отрыве от традиций утверждает модернист Шеркауи. 

- Видео дизайнер Taiki Ueda демонстрирует безупречное владение инструментарием видеоарта. Сегодня его используют все, кому не лень. Прикрывают пустоту постановки и отсутствие мысли яркими прожекторами, электронными фокусами, массмедийными дешёвками. Надо видеть как тонко, точно и бережно вплетает Taki свои нити в сложнейшую ткань постановки. Это завораживает, это покоряет, это пленяет. Не зря она родилась в стране, где в трёх строках или даже в одном-единственном иероглифе умеют передать красоту и философию вселенной.

  Вспоминаю один из сильнейших моментов. Перед нами расцветает удивительный сад сакур - белых иероглифов на чёрном фоне. Но героиня, олицетворяющая пошлость, захлестнувшую Японию после войны вместе с долгожданной свободой (как часто эти особы гуляют парочкой!), задевает одну из занавесок. И иероглифы начинают осыпаться, как  пожухлые лепестки, оставляя за собой пустые полотнища.
  

Или невидимая кисть создателя, заточившего свои творения в тесные рамки. Не вырваться. Не прорваться.
  

- Да и голоса актёров, на разных языках пересказывающих истории из жизни Осамо и его персонажей, превращаются в своеобразный джаз, не раз вызывающий ответный вибрирующий отклик в наших сердцах и телах. И не столь важно, что слова не всегда понятны. Это всего лишь одна из нитей, коими умело оплетает нас Шеркауи.
В каждом эпизоде, в любом движении, в музыке и словах, в иероглифах и игре света и теней он говорит об одном. Важнейшем. Том, чего нам всем так не достаёт. О взаимопонимании. Одна из озвученных тем представления - коммуникация между бактериями. Тэдзука всю жизнь размышлял над тем, как эти крохотные создания вырабатывают свой язык, позволяющий им действовать в унисон (для успешного инфецирования, например) и общаться друг с другом. Эта мысль превратилась в метафору всего спектакля. Если бактерии могут, то человечество обязано найти свой путь к коллективной гармонии. Найти и ухватить те самые ниточки, что пронизывают наш мир по вертикали и горизонтали, понять друг друга...
Музыканты и танцоры из разных стран, слова на разных языках, адажио и сверхсовременная хореография...


  

  

Любовь во всех её проявлениях, но неизменно прекрасная. И даже в названии спектакля - TeZukA буквы отказываются выстроиться по ранжиру. Они тоже разные, но вместе создают это наполненное ярким смыслом слово.
Мечтатель художник, мечтатель хореограф, мечтатели зрители.
А что может быть прекрасней мечты? Что мы все без неё?

  

И под конец - цитата из самого Шеркауи:
"Я всегда был благодарен своим корням. Благодаря происхождению, мне не привелось ощущать себя частью одной культуры, единой жизненной линии, единственной правды. Мне свойственно всегда и во всём сомневаться. И я люблю это качество и думаю, что сомнение - одна из наиважнейших черт в человеческой жизни".
Без этого эфемерного свойства интеллигентности жизнь на нашей планете прекратится, ибо никакие чугунные лбы в конечном итоге не выдержат бесконечных прямых столкновений.


  
Давайте сомневаться и пытаться понять и полюбить друг друга, дамы и господа.
Tags: tezuka, Осамо Тэдзука, Сиди Ларби Шеркауи, балет, театр, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Исландия - 2021.07.05-13. Послесловие.

    Дамы и господа! Сопутствующие и созерцатели! Перевёрнута страница одного из самых удивительных путешествий нашей немалой уже жизни. Неделя…

  • Исландия - 2021.07.05-13. День 7.

    Дамы и господа! День седьмой. Грустный по трём причинам. Во-первых, прощаемся с многоликой полюбившейся нам Исландией. Во-вторых, страна…

  • Исландия - 2021.07.05-13. День 6.

    Дамы и господа! День шестой начался с тумана густого настолько, что не видно было даже соседа по автобусу. Но не надолго хватило морока. -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Исландия - 2021.07.05-13. Послесловие.

    Дамы и господа! Сопутствующие и созерцатели! Перевёрнута страница одного из самых удивительных путешествий нашей немалой уже жизни. Неделя…

  • Исландия - 2021.07.05-13. День 7.

    Дамы и господа! День седьмой. Грустный по трём причинам. Во-первых, прощаемся с многоликой полюбившейся нам Исландией. Во-вторых, страна…

  • Исландия - 2021.07.05-13. День 6.

    Дамы и господа! День шестой начался с тумана густого настолько, что не видно было даже соседа по автобусу. Но не надолго хватило морока. -…