Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Оран Эткин. Что нового, Бенни Гудмен?

Дамы и господа!
7-ой Зимний Международный Джазовый Фестиваль на Красном море.
Можно было бы этого музыканта назвать реинкарнацией Бенни Гудмена.
Вроде играет те же мелодии, но нет...
Слушая его, понимаешь, где скрыто джазовое бессмертие. Настоящие музыканты играют музыку своих кумиров СЕГОДНЯ.
По иному. Для нас нынешних.

 
 
Музыка из последнего альбома 2015-го года "What's New? Reimagining Benny Goodman".
Для Орана этот концерт особенный. Родился в Израиле. Через 4 года семья переехала в Бостон. Но связи со страной остались. Оран свободно говорит на иврите.


Барабанщик Мэтт Уилсон. Джентльмен в костюме и галстуке. Стильный платочек выглядывает из кармана. Сдержанно, строго, сосредоточенно и... взрыв! Ослепительная озорная улыбка.
 

         
Вибрафонист Стив Нельсон, удивлённо поглядывающий на свой инструмент и поражающийся его звучанию.
- Неужели это я?
   

       
Пианист Адам Бернбаум. Собранный, не рассыпающийся в реверансах и улыбочках. Такого скучно фотографировать, но наслаждение слушать.



И сам Оран. Живой, красивый, яркий, стильный, свободно перемещающийся в пространстве сцены меж музыкантами и их звучанием.
 
       
Кларнет плачет, смеётся, причитает, звонко заполняет все пустующие звуковые закоулки.
Оран играет Гудмена, рассказывает истории.

       
Вот одна из них. Известная многим, но с удовольствием её повторю.
1905-й год. Луи Армстронгу нет ещё и пяти лет. Джелли Ролл Мортон в Нью-Орлеане сочиняет один из величайших джазовых стандартов "King Porter Stomp". В1935-ом году Оркестр Бенни Гудмена играет его в обработке Флетчера Хендерсона в собственной передаче на радио "Потанцуем!", которой заслушивалась вся Калифорния.
           
Дальше цитата из Википедии:
В связи с забастовкой рабочих Национальной бисквитной компании - спонсора радиопередачи - руководство радиостанции вынуждено было передачу «Потанцуем!» закрыть, и Гудмен с оркестром остался без работы.
Время для США было суровое, на дворе бушевала Великая депрессия... Чтобы заработать на жизнь и содержание оркестра, Гудмен решил предпринять гастрольную поездку по США летом 1935 года. Т.к. денег на аренду гастрольного автобуса не было, поездка через весь континент была совершена на личных автомобилях музыкантов.
         
По пути следования через городки Среднего Запада концерты оркестра не пользовались особой популярностью - глубинка, залы были почти пустые, а несколько раз наниматели попросту прекращали концерт, т.к. желали слышать от оркестра лишь обычную для того времени танцевальную музыку, а не свинг.
                 
Почти на мели, оркестр таки добрался до Лос-Анджелеса. Финансовая ситуация у Гудмена была настолько критическая, что музыканты (из боязни потерять заказ на концерт) начали не со своей музыки, а с обычной танцевальной. В зале публика восприняла это без энтузиазма, вяло топталась в проходах, начался ропот. Видя все это, барабанщик в паузе воскликнул: "Ребята, какого черта мы делаем? Если это наш последний концерт, давайте сыграем его так, как бы нам не стыдно было себя проводить", и они заиграли свой свинг - в полную силу, со всей мощью и необузданностью. Публика взвыла от восторга - ведь именно этого они и ждали, ради этого пришли, т.к. все были знакомы с музыкой Гудмена по радио-передаче "Потанцуем!".
             
Концерт 21 августа 1935 года в танц-зале ПАЛОМАР стал настоящим триумфом Гудмена, после которого он в одночасье стал звездой. Эта дата считается началом «Эры свинга».
                                                       
"King Porter Stomp", которым музыканты Гудмена пробили брешь в стене непонимания, открыл дорогу массовому джазу.
Пульсация времени в живой музыке.
       
Концерт продолжается. Иврит сменяет английский.
Кларнет уступает место своему изящнейшему брату бас-кларнету.
                 
 
                                 
Драйв растёт непрерывно. Музыка из  репертуара Гудмена, композиции самого Орана.
Сочетание идей каббалы и хасидских мелодий. "Gambang Suling", полная энергии, радости, света...

             
Эткин говорит о своей системе обучения детей музыке. Проект TIMBALOOLOO. Следующим утром нам посчастливилось побывать на представлении на берегу Красного моря. Но об этом отдельный рассказ.
     

Накал концерта растёт. Джентльмен Мэтт Уилсон впадает в джазовое буйство. Во время бурного соло у него улетает тарелка, но Мэтт подхватывает её в воздухе и продолжает барабанить ею вместо палочек. А потому, что остановиться невозможно. Музыка не позволяет!

   
Овации. Бурные.
Мы уходим разгорячённые и расслабленные одновременно. ДЖАЗ!
 

           
А после был джем.
Оран Эткин не покидал сцену с замечательным ударником Мэттом Уилсоном и пианистом Адамом Бернбаумом.
     
   
Эйлатский паб "Mike's Place" набит до отказа. Мы слушали музыку толпящихся на крохотном помосте джазовых звёзд разной величины, но неизменно прекрасных. Обжигались огненной картошкой, запечённой с сыром, заливали всё это ледяным пивом...
И были счастливы, дамы и господа.

 
Tags: jazz, photo, red sea jazz festival, Адам Бернбаум, Мэтт Уилсон, Оран Эткин, Стив Нельсон, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “jazz” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “jazz” Tag