Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Эйлатский Летний Джазовый 2017. Кристиан Скотт. Возвращение "шепчущего стиляги".

Дамы и господа!
Что запели трубы в только начинающих раскаляться небесах Страны? О чём застучали барабаны, захрипели контрабасы, сладко застонали саксофоны?
Июнь разменял вторую неделю, а "на носу" любителей джаза уже огненный эйлатский август и 31-й Джазовый фестиваль на Красном море.
Программа опубликована на фестивальном сайте.
   
Честно говоря, после предыдущего фестиваля на душе было не очень спокойно. 30-й юбилейный порадовал абсолютной супер-звездой Чиком Кориа и большим количеством концертов прекрасных израильских музыкантов. Люблю их и слушаю в течение года в разных местах, в том числе и в зале "Гармония" на  фестивалях, организуемых Владимиром Маком. Но Эйлатский, обладающий иными финансовыми возможностями, всегда радовал другой "гармонией". Балансом между израильтянами и зарубежными гостями и возможностью увидеть, услышать и оценить лично происходящее в большом мире современного джаза.
Можно вздохнуть спокойно. С 27-го по 30-е августа нас ждёт настоящий фестиваль!
Начнём разговор с музыканта, открывающего программу 27-го августа в 20.00.
Слушал его два с половиной года назад и восторги высказал.
Для позабывших или желающих освежить память повторю давний рассказ о концерте Кристиана Скотта.
           
 
               
Кристиан Скотт (Christian Scott aTunde Adjuah) взял приставку а-Тунде Аджуа к своему имени не просто так. Это название двух городов в Гане, откуда происходит его семья. А сам Кристиан родился в Нью-Орлеане. Немузыкальные семьи на родине джаза явление крайне редкое. Родственники Скотта к таким не относятся. Начнём с бабушек с двух сторон. Одна - пианистка, а вторая - кларнетистка. Добавим тётю флейтистку. И на вершину семейной музыкальной пирамиды поместим играющую на фаготе мать. Она и дала сыну первые уроки. А вскоре подключилась "тяжёлая артиллерия". Дядя Кристиана, знаменитый саксофонист Дональд Харрисон, оценил талант племянника и лично возглавил его восхождение на свингующий Олимп.
   
В 14 лет Кристиан поступает на джазовое отделение школы искусств в Нью-Орлеане, после отличного выпуска за 3 года оканчивает 5-летний курс обучения в самом известном американском джазовом колледже Беркли в Бостоне и начинает гастролировать с дядей и писать музыку для кинофильмов.
Нью-Орлеан и Дональд Харрисон заложили классические джазовые основы, на которые в дальнейшем наложились современные музыкальные пристрастия музыканта.
Я не случайно до сих пор не сказал, на чём он играет. Это требует отдельного рассказа.
С инструмента и начинаются уникальные особенности трубача Кристиана Скотта. Звучание его трубы не спутаешь ни с чем.

 
   
Вот как поясняет это Википедия:
   
Особенностью игры Кристиана является «приглушение» тонов и подчеркивание дыхания с помощью вибраций в мундштуке. Это он и называет «искусство шептания». Пытаясь добиться нужного ему звучания, он преднамеренно игнорировал все наставления своих учителей и советы, данные в учебниках. Сам он говорит вот что: «Трудно сказать из чего именно сложилось моё звучание. Много разных вещей повлияли на него. Я всегда хотел звучать по-особенному, не так, как другие. Майлс Дэвис и Диззи Гиллеспи так повлияли на своё поколение только потому, что до них так не играл никто.»
Такое встречается очень редко, даже среди талантливых трубачей.
А вторая особенность - сам инструмент. Рассмотрите его повнимательней.
     
 
             
«Катрина» — именная труба в тональности Bb, сделанная на заказ специально для Скотта. Инструмент полностью приспособлен к манере игры Кристиана. Уникальная конструкция трубы позволяет ему видеть публику, что для него является немаловажным.
А ещё, Кристиан один из самых стильных джазменов, способный возглавить список продвинутых "стиляг".
Его манера одеваться была отмечена такими влиятельными изданиями как L’UOMO VOGUE, VOGUE ITALIA, THE SOURCE & KING MAGAZINE. «Прекрасное чувство стиля отличает его от коллег-музыкантов и подкупает заядлых модников всего мира»
               
 
             
Трубач выпустил 14 альбомов в качестве лидера.  В 2006-ом году первый его альбом Rewind That для Concord Records был номинирован на Грэмми, а в 2010-м и в 2012-ом годах он получил престижную «Премию Эдисона».

А теперь несколько слов о том концерте.
"Шепчущий стиляга" действительно оказался стилягой, но отнюдь не "шепчущим". Хотя от некоторых лирических пассажей мурашки по спине бегали.
С  первых же мгновений музыканты заиграли мощный современный джаз на стыке фьюжн и фанка. Но кто сегодня может точно указать эту границу?
           
 
       
Ударник Joe Dyson в шляпе-пирожке, с лёгкой руки Маркуса Миллера превратившейся в джазовую классику.
Высокий контрабасист Kris Funn с блуждающей улыбкой и ртом-рыбкой, глотающим воздух.
Меланхоличный и отрешённый пианист Lawrence Fields, витающий в эмпиреях.
И абсолютный лидер и хозяин бала Кристиан Скотт, композитор и солист. Звук его трубы, чистый и сильный, весь вечер доминировал в музыкальном пространстве зала.
Две первые фанковые композиции сменил мощный двенадцатитактный блюз West of West.

Как всё это выглядело, включая необычные инструменты Скотта и его внешний вид, можно увидеть на фотографиях. "Клёвый прикид" трубача дополняло немалое количество золотых перстней и браслетов причудливой формы и широкое ожерелье, делающее его похожим на Осириса. Не скажу, что всё это в моём вкусе, но в органичности и цельности Кристиану не откажешь.

 
Пришло время для одной из самых знаменитых его композиций, посвящённой всем любящим и любимым. Чудесная баллада Isadora.

Только для её исполнения Скотт возит с собой ещё одну ни на что не похожую трубу. С начала концерта она стояла в специальной подставке на авансцене в ожидании своего часа любви. Вглядитесь в нежные её очертания и в смягчившиеся черты лица Кристиана.
     
 
Парадоксально и иронично представил Кристиан музыкантов своего комбо. Пианист многие годы хотел с ним играть, но получал отказ. А шесть лет назад озарение снизошло на Скотта, и он понял, что не найти клавишника лучше, чем Lawrence Fields. С контрабасистом приключилась противоположная история. Кристиан долго приглашал его, пытался уговорить, переманить и даже споить, но Kris Funn отказывался. Пока звёзды над сценой не сложились в правильную комбинацию.
             
 
Тогда же у Скотта возникла идея fighting microphone - атакующего микрофона. Он находится в глубине сцены на небольшой высоте, но является настоящим "оружием" трубача, позволяющим форсировать звук и вступать в музыкальный бой full contact с басистом и ударником.

 

Хотя "дуэли" между музыкантами происходили и без микрофона.
       

Долгими аплодисментами зрители заработали бонус. На бис квартет впервые исполнил написанную накануне композицию Tel-Aviv for a Night. Шумел, шуршал, переливался красками никогда не спящий город. А завершил мелодию музыкант тем самым знаменитым своим хриплым шёпотом.
               
 
     
Со Скоттом сыграют в двух Эйлатских концертах
Logan Richardson  Sax,
Lawrence Fields  Piano, Keys,
Luques Curtis Bass,
Corey Fonville  Drums,
Elena Pinderhughes Flute.
 
Звук трубы Кристиана Скотта незабываем. Как и сам музыкант, за брутальностью и нежностью которого прячется озорной ребёнок, дамы и господа.
Tags: jazz, photo, red sea jazz festival, Кристиан Скотт, Тель-Авив, джаз, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “jazz” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “jazz” Tag