В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог.
И. Бродский
Дамы и господа!
Продолжим нанизывать Германские бусинки в Веймаре.
"Страсти по Иоанну" мы слушали в правильном месте. Церковь Петра и Павла полна народа.
Праздник. Редко исполняемое прекрасное действо.
Даже органист забросил своё привычное место на балконе у клавишей большого органа и убежал туда, в музыку, забыв обувь надеть.
А может быть туфли памятником остались с Баховских времён.
Кто знает? Его, не его? Церковь ровесница города, а веймарский период Иоганна Себастьяна Баха вошёл в историю.
Хор из 70-ти человек, оркестр из семнадцати музыкантов и 5 солистов. Властный дирижёр. 
Слушатели зачарованы.
"Дама, приятная во всех отношениях"...
Солидному зрителю чёрная кипа не помеха. Интересно, как он попал в первый ряд переполненной церкви? Разве что постоянное место заказано...
Зефирные ангелочки с позолоченными крылышками томно расположились в облаках.
Лёжа в последнем ряду, слушает великого Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Готфрид Гердер, друг Гёте, знаменитый писатель и теолог, историк культуры и философ. В его честь церковь названа Гердер Кирхе. Тут он проповедовал когда-то, здесь же и похоронен. Прямо в мраморе церковного пола.
Выстукивая каблуками могильные плиты, отдаём дань уважения великим покойникам.

Замечтались, прислушиваясь, мраморные красавицы и красавцы, большие и маленькие. Кто воздев очи горе, а кто и устремив долу. Некоторые даже уснули от счастья.
Только главный герой музыки Баха, богословских книг Лютера, тысячелетий христианства слушает тайно. Он там, за створками ещё одного величайшего творения, вместившегося в это крохотное пространство, не ограниченное временем.
Створки знаменитого алтаря Лукаса Кранаха Старшего закрыты. Такова традиция. Откроются они только в католическое пасхальное Воскресенье 16-го апреля.
Зато строго и придирчиво прислушивается к хору "трёхголовый" Мартин Лютер. Почти два века отделяют его от Баха.
Три портрета работы Лукаса Кранаха и его учеников, соединённые в своеобразный триптих. Лютер был разным и остался в истории не только богословом, инициатором Реформации, переводчиком Библии на немецкий и вообще одним из создателей немецкого литературного языка, но и серьёзным реформатором музыки, создателем протестантского хорала. Музыка Баха пропитана праязыком тысяч лютеровских хоралов.
Хор, солисты, оркестр... 

Завершающие слова "Страстей"
Herr Jesu Christ, erhöre mich,
Ich will dich preisen ewiglich!
И внезапно всё обрывается, обваливается в оглушительную тишину, нарушаемую, но не разрушаемую долгим колокольным перезвоном, накатывающим из-за церковных стен.
Молча стоит хор, застыли музыканты, завороженно замерли мы, боясь пошевелиться.
Именно в этом безмолвии и Бах, и Бог.
Такое забыть невозможно, дамы и господа.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →