Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Германские бусинки. Лютер слушает Баха.

В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог.
И. Бродский
 
Дамы и господа!
Продолжим нанизывать Германские бусинки в Веймаре.
"Страсти по Иоанну" мы слушали в правильном месте. Церковь Петра и Павла полна народа.
Праздник. Редко исполняемое прекрасное действо.
Даже органист забросил  своё привычное место на балконе у клавишей большого органа и убежал туда, в музыку, забыв обувь надеть.
А может быть туфли памятником остались с Баховских времён.
Кто знает? Его, не его? Церковь ровесница города, а веймарский период Иоганна Себастьяна Баха вошёл в историю.

Хор из 70-ти человек, оркестр из семнадцати музыкантов и 5 солистов. Властный дирижёр.
   

     
Слушатели зачарованы.
"Дама, приятная во всех отношениях"...
                   

               
Солидному зрителю чёрная кипа не помеха. Интересно, как он попал в первый ряд переполненной церкви? Разве что постоянное место заказано...
               
       
Зефирные ангелочки с позолоченными крылышками томно расположились в облаках.
                     

                 
Лёжа в последнем ряду, слушает великого Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Готфрид Гердер, друг Гёте, знаменитый писатель и теолог, историк культуры и философ. В его честь церковь названа Гердер Кирхе. Тут он проповедовал когда-то, здесь же и похоронен. Прямо в мраморе церковного пола.
Выстукивая каблуками могильные плиты, отдаём дань уважения великим покойникам.
                     
   
Замечтались, прислушиваясь, мраморные красавицы и красавцы, большие и маленькие. Кто воздев очи горе, а кто и устремив долу. Некоторые даже уснули от счастья.
       

                                 
Только главный герой музыки Баха, богословских книг Лютера, тысячелетий христианства слушает тайно. Он там, за створками ещё одного величайшего творения, вместившегося в это крохотное пространство, не ограниченное временем.
Створки знаменитого алтаря Лукаса Кранаха Старшего закрыты. Такова традиция. Откроются они только в католическое пасхальное Воскресенье 16-го апреля.
       

 
Зато строго и придирчиво прислушивается к хору "трёхголовый" Мартин Лютер. Почти два века отделяют его от Баха. Три портрета работы Лукаса Кранаха и его учеников, соединённые в своеобразный триптих. Лютер был разным и остался в истории не только богословом, инициатором Реформации, переводчиком Библии на немецкий и вообще одним из создателей немецкого литературного языка, но и серьёзным реформатором музыки, создателем протестантского хорала. Музыка Баха пропитана праязыком тысяч лютеровских хоралов.
         

     
Хор, солисты, оркестр...
               


Завершающие слова "Страстей"
   
Herr Jesu Christ, erhöre mich,
Ich will dich preisen ewiglich!
   
И внезапно всё обрывается, обваливается в оглушительную тишину, нарушаемую, но не разрушаемую долгим колокольным перезвоном, накатывающим из-за церковных стен.
Молча стоит хор, застыли музыканты, завороженно замерли мы, боясь пошевелиться.
             
Именно в этом безмолвии и Бах, и Бог.
Такое забыть невозможно, дамы и господа.
Tags: Германия, Германские бусинки, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Германские бусинки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Германские бусинки” Tag