Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Фестиваль Израиля 2018. Заманчивое зазеркалье.

Дамы и господа!
Самое ожидаемое событие культурного года. Фестиваль Израиля 2018. 23-го мая по 16-е июня. Иерусалим.
Вернусь к давнему воспоминанию-впечатлению, превратившемуся в личный символ-талисман "волшебной силы искусства".
Прошло более двух десятков лет с нашего первого фестиваля, но невозможно забыть концерт гениального Стефана Грапелли в Биньяней хаУма. 90-летнего скрипача вывели под руки два молодых музыканта, усадили в кресло посреди сцены и вложили в трясущиеся руки скрипку. И руки перестали дрожать, и согнутая спина выпрямилась. Полтора часа незабываемой музыки...
       
Четыре года назад у фестиваля появился новый художественный руководитель. При нём не удалось бы послушать Стефана Грапелли. Под тем же названием "Фестиваль Израиля" скрываются иные миры.
Гендиректор события Эяль Шор обозначил художественное направление: "Мы хотим показывать то, что вне фестивальных событий увидеть в Израиле практически невозможно." Поэтому, мейнстримовая классика, джаз, конвенциональный балет и традиционный театр выведены за рамки фестиваля. Обещано "встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами и увлечь зрителей в мир эмоций и магии."
Образцы таких "встрясок", и при этом весьма достойные, имеются. Например, знаменитый Авиньонский фестиваль, об одном из любимцев которого мы сегодня и поговорим.
     
Обратите внимание на изменение моего тона, ожиданий, предвкушений. Ещё в прошлом году я назвал бы свой  обзор "Обманчивое зазеркалье". Но в нынешнем зазеркалье культуры стало заманчивым. А скорее всего, это мы остались за стеклом и нам предоставлена возможность взглянуть на перспективы искусств нынешних. У меня после прошлогодних потрясений сомнений нет.
Вот несколько из личных разножанровых свидетельств:
       
Перейдём к искушениям фестиваля нынешнего.
Они вполне доступны, в сравнении с жуткими ценами на билеты Яффского Театрального Фестиваля. От необходимости заплатить за билет 600 шекелей я вздрагиваю. И не от жадности, а от невозможности представить себе нормального любителя искусств, вынимающего из кармана 1200 шекелей за парный поход в театр.
На Фестивале Израиля самые дорогие билеты до всевозможных скидок в диапазоне от 90 до 180 шекелей. Есть и дешевле.
               
Начну с главного для меня театрального события. Кристоф Марталер, enfant terrible швейцарского драматического искусства и один из величайших художников, работающих в жанре музыкального театра, впервые приезжает в Страну на Фестиваль Израиля.
Нашёл в интернете интересный рассказ о нём в журнале театроведа Леонида Лучкина leonidluchkin. Ограничусь несколькими фрагментами, а весь текст можно прочитать по ссылке.
           
 
             
Кристоф Марталер швецарский композитор и режиссер, «завоевавший» немецкоговорящий театр. Имея внешность Пьера Безухова, собрал команду единомышленников, в шутку называемую «семьей Марталера». Считает главными своими достоинствами - независимость и юмор. За 25-летний стаж заработал репутацию «веселого провокатора» и автора уникального театрального языка. Поставил свыше 80 спектаклей, «осквернил» гимн Родины и святыни Папского дворца, подтрунивал над политиками, военными, бизнесменами и деятелями искусств. При этом остается самым восстребованным режиссером Европы, премьеры которого вызывают волну интереса и скандалов.
                               
Вдохновение черпает из творчества Тадеуша Кантора, Беккета и дадаистов. Был увлечен театром Пины Бауш и Роберта Уилсона. В отличие от Уилсона, перед началом работы не имеет готового плана с набором решений, а собирает несколько песен, образующих базу будущего спектакля.
           
Не признает театральных манифестов. Автор рукописного письма 2000 года, которое начиналось со слов "Дорогие зрители" после чего шли несколько строк, написанных неразборчивым подчерком, и заканчивалось нарисованным нотным станом с несколькими нотами.
             
7-го и 8-го июня в зале «Ривка Краун» Иерусалимского театра будет показан спектакль «King Size» – саркастическая пародия, где музыка и жизнь переплетаются друг с другом во всей своей сложности. Вот, что писала об этой постановке в 2013-м году московский театральный критик Ольга Егошина.
Любимец Авиньона Кристоф Марталер привез свою недавнюю базельскую премьеру – «King Size», все действие которой разворачивается в гостиничном номере.
                                   
В интервью для сборника «Режиссерский театр» Кристоф Марталер вспоминал эпизод из своей биографии: «Однажды в Лиссабоне меня поселили в очень дорогую, красивую гостиницу. Довольно обветшавшую и запущенную, хотя было видно, что когда-то там была настоящая роскошь. И вот когда я только зашел в нее, я услышал, как кто-то очень медленно играет на пианино Шопена. Играет очень фальшиво, да и пианино страшно расстроенное. Я пошел на этот звук. Это была странная бледная женщина, которой на вид можно было дать и тридцать пять лет, и семьдесят. Она играла ни для кого, даже не для себя». Впечатление откликнулось десятилетия спустя. Сценограф Дури Бишофф выстроил убедительный интерьер обветшалого и дорогого гостиничного номера в тонах голубых с золотом: встроенные большие шкафы, в дверцы которых иногда уходят персонажи, огромный туалетный столик, старомодный телефон. Главный предмет остановки – двуспальная кровать, чьи королевские размеры – king size – и дали название спектаклю.
         
 
       
Воспоминание о лиссабонской постоялице за роялем сильно преобразилось в новой работе: за гостиничный рояль Марталер усадил бритого брутального атлета, а бледная немолодая женщина с большой лаковой сумкой (напоминающей о ридикюле старушки Шапокляк) то и дело пересекает пространство номера, выходя из туалета и уходя прямиком в шкаф. Из своей волшебной сумки она извлекает то приготовленные спагетти, то аппетитно похрустывающий салат...
                     

     
Мужчина и женщина лежат рядом в кровати, но у каждого – своя песня. Она может быть и нежной, и лирической. Но даже страстные любовные мелодии не сближают, а разъединяют двоих. Мелодии вылезают из-под кровати, прячутся за дверью шкафа, подстерегают в туалете. И в самые патетические размышления о жизни вдруг вторгаются ведущие телепрограмм и прекрасно поставленными голосами поют очередную «Колыбельную».
           
Уже не раз сотрудничавшая с Марталером популярная певица Tora Augestad и Michael von der Heide демонстрируют невероятную вокальную подготовленность; поют из любого положения – сидя, лежа, в танце, наконец, вылезая из-под кровати с капустным листом во рту.
                           
Они будут играть и в спектаклях на Фестивале Израиля. Must-have!
Продолжение следует, дамы и господа.
Tags: king size, Иерусалим, Кристоф Марталер, Фестиваль Израиля, театр
Subscribe

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Фестиваль Израиля 2020

    Дамы и господа! Фестиваль Израиля состоится в Иерусалиме с 3 по 12 сентября 2020 года. Задумался, какой знак препинания поставить после этой фразы.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Фестиваль Израиля 2020

    Дамы и господа! Фестиваль Израиля состоится в Иерусалиме с 3 по 12 сентября 2020 года. Задумался, какой знак препинания поставить после этой фразы.…