Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Фестиваль Израиля 2018 - 3. Танец?

Дамы  и господа!
Продолжим путешествие по волнам Фестиваля Израиля 2018.
После рассказа о спектакле Кристофа Марталера «King Size» и обзора театра, перформанса, мюзикла в Фестивальной программе пора и подвигаться.
Третью часть в "старые добрые времена" я назвал бы гордым словом "балет".
Но процитирую Евгения Евтушенко, написашего в 1963-м году совсем по другому поводу:
     
"Пришли иные времена.
Взошли иные имена.
Они толкаются, бегут..."
         
Балета нет. Может быть танец? И с этим подзаголовком буду осторожен.
Как математик знаю, что без точного определения понятия договориться невозможно. Что же прокламирует знаток всего и вся Википедия?
"Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением".
Какие же "выразительные телодвижения" ждут нас на фестивале?
                       
     
Начну с представления Бориса Шармаца, французского танцовщика и хореографа, одного из лидеров движения популярного танцевального движения середины и второй половины девяностых годов прошлого века с ёмким, точным и всеобъемлющим названием "не-танец".
         
В 1989-м году окончил балетную школу парижской Оперы, после чего учился в Лионе, в Национальной консерватории музыки и танца. Танцевал в постановках Одиль Дюбок, Режин Шопино, Мег Стюарт. С 1993-го года становится хореографом. Импровизатор, смещающий акценты, соединяющий разные жанры искусства с медиа, видео и прямыми обращениями к зрителю.
           
С 2009-го года Шармац — директор Национального хореографического центра Ренна и Бретани. Борис Шармац создаёт в собственном центре хореографии "Музей танца". Проект, представленный в Израиле, называется "10 000". Нас ждёт "хореографический лес" из 10 000 жестов, населенный 23-мя танцорами, не повторяющими какое-либо движение более одного раза. Неизбежная мимолетность хореографии под звуки «Реквиема» Моцарта и в сопровождении световых эффектов.
             
А что же такое "не-танец"? Дадим слово Борису Шармацу:
"Артисты моего поколения не слишком любят этот термин, но мне он как-то даже импонирует. Когда меня спрашивают о принадлежности к «не-танцу», я обычно отвечаю, что все-таки являюсь танцовщиком — закончил, в конце концов, консерваторию, балетную школу. Да и в моих спектаклях артистам часто приходится попотеть и высоко прыгать, мы работаем с хореографическим текстом. Я выходец из мира танца и, в конечном счете, именно танцем занимаюсь. Что же до термина non-danse, то в нем мне нравится аспект, подчеркивающий, что танец превосходит сам себя — в том смысле, что это нечто большее, чем танец-удовольствие, не только социальный ритуал и не только театральное представление. Non-danse — это танец-вопрос: неизвестно, где он начинается и где заканчивается, как соприкасается с перформансом, с театром, со сценой."
Танец?
       
Из Франции перенесёмся в Германию. Символическое перемещение в современной "безграничной" Европе.
Англо-немецкий художник и хореограф Тино Сегал.
Родился в 1976 в Лондоне. Изучал политическую экономику и танец в Берлинском университете имени Гумбольдта и Университете искусств Фолькванг в Эссине. Работал с французскими хореографами Жеромом Белем и Ксавье Леруа. Сейчас живёт и работает в Берлине.
Послужной список впечатляет. В 2005-м году представлял Германию на Венецианской биеннале. Персональные выставки Сегала были в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (2010), в Тейт Модерн (2012), в музее Стеделек (2015), Пале де Токио (2016), в Государственной Третьяковской галерее.
         

       
Визуальный художник, не создающий материальных объектов – странное противоречие, привлекающее внимание поклонников современного искусства. Предмет его хореографических интересов - «сконцентрированные ситуации», ставящие под вопрос традиционные отношения между искусством и зрителем, сосредотачиваясь на жестах и социальных ролях. Зритель - участник, соучастник и наблюдатель одновременно. Перформанс мимолётного движения. Настолько зыбкого и неуловимого, что Тино Сегал запрещает снимать и фотографировать свои работы, он также выступает против любой рекламы, афиш, вывесок своих выставок, контрактов и другого любого способа документирования. Здесь и сейчас!
       
Как там у классиков? "Единство и борьба противоположностей"? Отец – беженец из Пакистана, мать – немецкая домохозяйка. Внешняя доступность и публичная неприступность,  несовместимость экономической и танцевальной основ создают разность потенциалов мира движения Тино.
В Израиль Сегал привозит особый проект. В 2000-м году он создал сольный перформанс, где тело танцора  превращено в храм музыки, а все его движения - цитаты из произведений знаменитых хореографов 20-го века - от Айседоры Дункан, Пины Бауш, Курта Йосса  до Мерса Каннингема. Эта работа стала последним поставленным и лично исполненным представлением Сегала. После неё он переключился на проекты в области пластических искусств. Через 18 лет после премьеры 7-го июня в  зале «Микро» Иерусалимского театра Тино Сегал приглашает нас побывать на возобновлённом проекте, сохранённом в "музее танца" его тела и имени.
Танец?
           
Ещё один интересный танцевальный проект. Португальская хореограф Марлен Монтейро Фрейтас приглашена Охадом Нагариным для новой постановки в исполнении основной группы ансамбля «Бат-Шева». Марлен была в прошлом гостем Фестиваля Израиля со спектаклем «О плоти и слоновой кости — и статуи страдают».
О Фрейтас Нагарин отзывается так: "Марлен — одна из самых впечатляющих творческих личностей, с которыми мне приходилось встречать. Ее уникальные работы волнуют и удивляют, и я очень рад, что она согласилась работать для нас".
           

   
Марлен Монтейро Фрейтас – выдающийся хореограф, удостоенный престижной награды «Золотой Лев» за достижения в области танца на Венецианской биеннале. Нынешний  спектакль Марлен Монтейро Фрейтас создавала как «стройплощадку» из конструктора лего, где властвуют игрушечные фигурки, как безумное цирковое шоу.
Танец?
               
Так и завершим обзор вопросительным знаком.
Трудно оценить, не посмотрев, дамы и господа.
Tags: Борис Шармац, Иерусалим, Марлен Монтейро Фрейтас, Тино Сегал, Фестиваль Израиля, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Les Grands Ballets Canadiens de Montréal. К нам едет "Мафия".

    Дамы и господа! Тель-Авивский оперный театр. Три дня, три представления, три встречи с мафией. Если бы Дон Вито Корлеоне был жив, он не преминул…

  • Ревю «Асисяй-ревю»

    Дамы и господа! Отпразднован 50-летний юбилей «Лицедеев». Всё случилось, как предвкушал недавно. Театральная клоунада безумием красных…

  • ... памяти Сергея Юрского

    Дамы и господа! Почти четыре года прошло с момента написания этих строчек. Изменил только название. Убрал первое слово "жесты". Осталась…

  • Слава Полунин и «Лицедеи». Волшебный юбилей.

    Дамы и господа! Волшебство дело непростое. Прежде всего, не все в него верят. Таким проще. А может быть и сложнее. Мир делается определённым и…

  • Счастливчик LuckyEd. Свято место.

    Свято место пусто не бывает Народная мудрость. Дамы и господа! Счастливчик LuckyEd никуда не исчезал. Он по-прежнему рядом и, надеюсь, не…

  • Тень Катастрофы-7. "Поверить невозможно"

    Вы, что живете спокойно В теплых своих жилищах, Вы, кого дома по вечерам Ждет горячий ужин и милые лица, Подумайте, человек ли это…

  • Тень Катастрофы-6. Следы жизни

    Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. Мне задают вопросы, зачем писать? К чему теребить старые раны? Опять открывать ворота ада?…

  • Тень Катастрофы-5. Аушвиц-Освенцим и лица Биркенау.

    Продолжаем спуск в ад. Гигантское еврейское кладбище в Варшаве, крохотный смертоносный Собибор, Майданек, хранящий в своём мемориале 7 тонн…

  • Тень Катастрофы-4. Вороны Майданека.

    Получилось мучительно, больно и страшно. Получилось так, как должно было получиться. Прочтите это, пожалуйста. Обязательно. Не закрывайте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments