Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Филадельфийский симфонический оркестр. Приглашение на юбилей.

Дамы и господа!
Мы вчера были приглашены на юбилей. Не просто на день рождения дальнего родственника, когда не хочется, но нужно идти, а на настоящее всемирно отмечаемое событие. В этом году исполняется 100 лет великому американскому дирижёру, пианисту, композитору Леонарду Бернстайну.
На дне рождения каждому гостю вручают подарок. Получили его и мы. Выступление знаменитого симфонического оркестра Филадельфии, входящего в пятёрку лучших оркестров Америки и его музыкального руководителя и дирижера – канадского музыканта Янника Незе-Сегена, назначенного недавно художественным руководителем одного из лучших оперных театров мира – нью-йоркской Метрополитен-оперы. Они приехали к нам в полном составе, не побоявшись гнусных причитаний, угроз и проклятий BDS.
И устроили праздник!


photo by Yan Regan

В первом отделении номинант двух премий Грэмми пианист Жан Ив Тибоде сыграл симфонию Леонарда Бернстайна № 2 «Век тревоги» для солирующего фортепиано с оркестром.
Бернстайн - одна из ключевых фигур американской музыки 20-го века. Но для нас, израильтян, он особенная личность. Впервые Израильским филармоническим оркестром Бернстайн дирижировал в Тель-Авиве в 1947 году и остался связан с ним навсегда. В последние годы жизни занимал пост почетного дирижера оркестра и выступал с ним как в Израиле, так и на гастролях по всему миру. В 1948 году он вместе с оркестром дал ряд концертов во время Войны за Независимость, в том числе в только что освобожденной Беер-Шеве, а в июле 1967 года дал первый концерт в объединенном после Шестидневной войны Иерусалиме. В 1951 году Бернстайн вместе с Кусевицким возглавил Израильский филармонический оркестр во время его первых гастролей в США.
     
Много его сочинений написано на еврейскую тематику: симфония «Иеремия» (с вокальным соло на библейский текст на иврите, 1944) и «Каддиш» (оратория для чтеца, хора и оркестра, впервые исполнявшаяся в Тель-Авиве в 1963; на иврите), «Чичестерские псалмы» (частично текст на иврите; для хора и оркестра, 1965), «Халил» для флейты с оркестром (памяти израильского летчика, погибшего во время Войны Судного дня).
Роль Бернстайна в израильской музыкальной жизни была велика и не ограничивалась работой с оркестром. По его инициативе Еврейской национальной и университетской библиотеке была подарена коллекция музыкальных инструментов Кусевицкого; во время нескольких войн, которые вел Израиль, Бернстайн выступал как пианист на фронтах и в госпиталях. Бернстайн активно способствовал завоеванию израильской музыкальной культурой международного признания. В Иерусалиме в девяностые годы было проведено три международных конкурса имени Бернстайна: дирижеров, вокалистов и композиторов.
               
Вторая симфония Бернстайна. Слушатели буквально ревели от потрясения и восторга, не отпуская музыкантов. И только после Равеля, сыгранного пианистом на бис, музыканты ушли на перерыв.
А после - Четвёртая симфония Чайковского.
То, что американцы сыграют "своего" Бернстайна так, как никто другой не сможет, я себе представлял.
Но Чайковский? Как этот великий дирижёр маленького роста с трудноуловимым для русского уха именем, дирижируя всем телом и "выжимая" длинными руками громы и тишину из оркестра, смог так рассказать нам о нас самих? О мире? О себе?
Одно из лучших исполнений!
                           
Мне трудно представить себе причины объединения разных музыкальных произведений в рамки одного концерта. Безусловно, у дирижёров и руководителей оркестров есть свои соображения.
Но и нам, слушателям, дано право на разгадку.
     
Вдохновением для симфонии Бернстайна послужила выдающаяся модернистская поэма У. Х. Одена "Век тревоги: Барочная эклога", действие которой начинается ночью в нью-йоркском баре и завершается с рассветом на городских улицах. Как поэма, так и симфония Бернстайна - ответ на атмосферу разочарования и неуверенности, наступившую после окончания Второй мировой войны.
Создание Четвёртой симфонии Чайковского тоже связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, "Забытый" и «Полководец» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум.
Композитор рассказал о столкновении человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец, а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы, ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества и тяжких дум.
             
Тревожные мысли о войне скрыты за музыкой симфоний, услышанных нами вчера. И в лирических, и в бурных их частях.
За лёгким ветром джазового свинга и грустью расставания, алкогольным угаром, когда море по колено, и тоской утреннего похмелья у Бернстайна.
За грозной первой частью, нежным и тревожным пиццикато струнных третьей и даже танцем "Во поле берёзка стояла" четвёртой у Чайковского.
Разные композиторские миры, удалённые друг от друга во времени и пространстве. Но война - вневременная боль и печаль.
Нам ли, израильтянам, живущим в "мире войны" и слушающим эту музыку, не ощутить её тревогу и боль.
             
День рождения продолжится сегодня в Иерусалиме.
Эта же программа, те же потрясающие музыканты, ещё один шанс.
Визит такого оркестра - Событие.
Это намёк, дамы и господа.
Tags: Бернстайн, Жан Ив Тибоде, Иерусалим, Тель-Авив, Чайковский, Янник Незе-Сеген, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “музыка” Tag