Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Театр Вахтангова. "Маскарадный" трагифарс.

Дамы и господа!
"Свято место пусто не бывает". Это я о "засилии" культуры "в отдельно взятой Стране".
Волны джаза не утихают, исполнители классической музыки задают такой уровень, что дух перехватывает. Приближается открытие сезона в Израильской опере, а балетные чудеса "Мазурки Фого" Пины Бауш останутся в памяти и душе навсегда.
Но что с драматическим театром?
"Из России с любовью" к израильской сцене приближаются несколько достойных театральных коллективов.
Первым отмечу Московский театр Вахтангова, открывающий Международный театральный фестиваль, посвященный столетию театра «Габима».
Два дня, два спектакля.
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Римаса Туминаса (премьера 2010-го года) и «Медея» Жана Ануя в постановке Михаила Цитриняка с Юлией Рутберг в главной роли (премьера 2011-го года).
 
Фотографии взяты с сайта театра.
       
С того судьбоносного дня 2007-го года, когда Римас Туминас в качестве художественного руководителя возглавил Театр имени Евгения Вахтангова, судьба театра и его реноме на российской сцене резко изменились. Поэтому всякий приезд нынешней вахтанговской труппы в Израиль - событие, пропустить которое не рекомендуется.
Нам уже была предоставлена возможность увидеть и оценить спектакли «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановича.
О последнем написал когда-то в рецензии:
"Туминас не дал скатиться этой умной и горькой истории в слезливую мелодраму. Это скорее трагифарс. Жанр сложный, требующий от участников абсолютного отвращения к  фальши."
Умение не сфальшивить - отличительная черта постановок Римаса Туминас.
         
Вот, что сказано о "Маскараде" на сайте театра:
"И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
                             
Эти строки просятся в эпиграф к «Маскараду» Р. Туминаса. Поэтическая драма М. Лермонтова — беспощадная правда о современниках, жестоком мире, где нравственность ходит по острию ножа.
       
 
                       
Но Маскарад это и праздник, чарующая музыка, яркие костюмы, загадочные маски, притягательная стихия веселья, где злословят, шутят, морочат, оставаясь неузнанными — свобода от всех и самого себя.
Маскарад — это театр — характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений. Шуты, циники, мистификаторы, клоуны, лицедеи, романтические герои проходят чередой « не ведая стыда», защищенные неузнанностью.
Маскарад — это игра с партнером, судьбой, здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания».
Какое пленительное и коварное сообщество этот маскарад. Бездумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя.
                 
 
                   
Маскарад — это бег по кругу без остановки, без передышки, его стремительный вихрь затягивает, бравурная радость придает отваги и порой лишает рассудка.
Маскарад — это сон, смысл которого открывается с последним аккордом вальса.
Замысел режиссера преломился в актерских индивидуальностях вахтанговцев, а они потому индивидуальности, что у каждого свой голос.
«Маскарад» Р. Туминаса — шоу клоунов, трагифарс, печальная комедия Дель Арте, опрокинутая в наши дни, закружившаяся под звуки вальса А. Хачатуряна, через десятилетия возвратившегося на вахтанговскую сцену, для которой был написан."
               
 
                             
От себя обязательно отмечу двух соучастников постановки постоянных партнёров Туминаса. Сценография Адомаса Яцовскиса всегда поражает абстрактной точностью деталей, а композитор Фаустас Латенас умеет заполнить пространство спектакля грустной и ироничной музыкой. И здесь фальши не будет наверняка.
               
20 и 21 октября. Тель-Авив. Зал «Ровина» театра Габима.
Не пропустите, дамы и господа.
Tags: «Маскарад», Римас Туминас, Тель-Авив, театр
Subscribe

  • ***

    Мартобря апокалипсис, лужица, Ночь тиха. В голове разметавшейся кружится Ритм стиха. Завертелось пространство безумного Королька,…

  • Красивостишие.

    Зима, свернувшись, уходит в бочку Весны, оптичевшей оголтело. Короткой ночкой не выдать дочку За офицеров мужчинотелых. На перепутье зимы и…

  • ***

    Мацой пропечатаны наши дороги, Тоскою несёт из окрестных лесов, Где дикие звери, и чуждые боги, И компас безумен, и нет полюсов. Пустыней…

  • ***

    Напишись мне весёлое что-то, Нашепчись, насвистись, натанцуй. В три прихлопа и вполоборота Нарумянься, напой, насвингуй. Наори мне…

  • ***

    Маленькие поэты города, что у речки, Переходят дороги, крепко держась за ручки. По пешеходному только и на зелёный свет, Строгие полицейские их…

  • ***

    И потому не будем вспоминать Того, кто дорог был, любим и близок. В глазах туман, а на устах печать И корабельный не дочитан список. И…

  • ***

    Распахнуто случайным сквозняком Окно. Дрожащий сумрак у дверей, Разбит кувшин с прокисшим молоком, Огнём высоким дразнит эмпирей. Колода…

  • ***

    Долины, взгорья, горки ледяные, Тоскливые заносы снеговые, Высокий старт с одышкой возрастной. В который раз бежишь от лукоморий, Садишься в…

  • ***

    "Итак, она звалась Татьяной", Оксаной, Машей, Гюльчатай, Постылым днём и ночью пьяной, С бутылкой, где отнюдь не чай, А зелье…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments