Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Первый день в Вене. После Брейгеля.

Первый день в Вене.
Сегодня мы стали свидетелями битвы гигантов,  сражения двух концептуальных подходов. В Венский музей Истории искусств попали за час до "назначенного" Брейгелем времени и сразу отправились на недавно открытую,  но уже топовую выставку под интригующим названием «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».

 
   
Известный американский кинорежиссёр Уэс Андерсон и его жена, дизайнер и писательница Джуман Малуф, не просто так несколько месяцев провели в запасниках музея.  Отобранные ими артефакты работают на сверхидею выставки - НЕ ВАЖНО КТО,  А ВАЖНО ЧТО.

 
     
Например,  портреты неизвестных художников 16 века. Гигант и карлик, зарабатывающие на своих отклонениях от нормы,  пара стариков, заглядывающая в зеркало и видящая своё черепообразное  будущее.

 

Семейство,  полностью покрытое волосами.



Чучела и скульптуры невиданных зверей.

 

И, собственно,  вершина выставки, саркофаг землеройки,  древнеегипетского священного животного. Заключённый в небольшой пуленепробиваемый "аквариум" саркофаг пуст. Почему же он так важен для кураторов? Кажущееся важнее реальности для организаторов выставки. Да и что есть реальность?
Вспомнился по этому поводу блестящий фильм Аббаса Киаростами "Копия верна". Не буду приводить доводы за и против. Посмотрите,  кто упустил.
А сразу после - Брейгель. Что можно сказать о выставке?  Она беспредельна и оглушительна. Нам удалось вписаться в поворот судьбы, даруемый раз в жизни.
Почему раз? Ведь я очень люблю Брейгеля,  видел его картины во многих музеях мира,  включая Венский,  Прадо и другие. Но тут,  возможно,  количество переходит в иное качество. Подобно тому,  как каждая картина Брейгеля заманивает в себя зрителя обилием мельчайших деталей, так затянула нас в себя эта грандиозная выставка.


           
Мы попали не в зал Брейгеля,  а в его мир. Замирали у "Времен года",  собранных на одной стене,  вместе с безумной Гретой мечом и сковородкой воевали с исчадьями ада,  изучали сходство и различия двух знаменитых Вавилонских башен,  впервые за 450 лет собранных в одном зале.



Видели результаты позднейших исследований,  показавших,  что в огне,  пришедшем с моря в "Самоубийстве Саула", прячется не бог,  а остроконечные башни Иерусалима.

 
   
Рассматривали ужасы,  закрашенные Брейгелем по указу цензуры.
Вместе с зевакой покупателем заглядывали из-за спины художника на его творение.

     

Примеряли на себя гравюры смертных грехов. Возвращались с охотниками после малоудачной охоты,  танцевали с крестьянами,  играли с детьми. И даже тени чересчур свободолюбивых работ, уничтоженных Брейгелем незадолго до смерти, чтобы не доставить неприятностей жене,  витали где-то в последнем зале.
Прекрасное аудиосопровождение на русском языке помогало обратить внимание на тонкости,  загадки и детали,  из которых сотканы картины художника. И вот тут несомненно,  в отличие от первой выставки, важно НЕ ЧТО,  А КТО!
   
 
Мы вырвались из плена выставки с огромным трудом. Не отпускал. Пришлось постыдно бежать.
После залов Брейгеля шли к выходу из музея, одного из лучших в мире. Великие мастера глядели вслед. Холодно, холодно, ещё холоднее. Никого не хочу обидеть. Они не хуже. Просто Брейгель лучше.
Он вершина того, что я называю живописью. Со мною можно спорить,  но для меня он выше всех, мудрее всех, живописней всех. Так возможно было писать только в то время. Ни раньше, ни позже. Одна из деталей не может не броситься в глаза.
"Избиение младенцев" Брейгеля Старшего и подле копия его сына. Великая картина превращается в красочный пустой лубок. Исчезает волшебство. Наверняка для этого сравнения кураторы безжалостно повесили две работы рядом.
           
В битве концепций и в битве художников единогласно победил Питер Брейгель Старший.
А главная ошибка дня - поход позже в Бельведер. Любимый Шиле, золотогласый Климт. Нельзя было их так обижать.
После Брейгеля.
Tags: Брейгель, Вена, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “путешествия” Tag