Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Red Sea Jazz Festival 2013 - зимний вариант

  Дамы и господа.
Причудливы очертания окружающей нас жизни. И непредсказуемы.
То война начнётся аккурат во время ужина, то предвыборно наобещают с три короба по телевизору (мы не верим, но всё равно обидно).
Идёшь в комнату, но почему-то обязательно попадаешь в другую.
И трудно не согласиться с мыслью Джона Леннона: «Жизнь — это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы».

  Но случаются редкие и, тем самым, особо дорогие исключения, поддерживающие структуру окружающего бытия. Смотришь на календарь и понимаешь, что примчался январь и скоро порадует нас своей серединой - Зимним Эйлатским джазовым фестивалем.
Red Sea Jazz  Festival 2013 состоится на своём традиционном месте - в Эйлате. 

  Несмотря на все трудности (а их немало выстроилось перед организаторами), преодолев отмену Гергиевского фестиваля, делившего кров с джазовым, справившись с пост-травматическим синдромом прошлогодних Эйлатских холодов (даже тройная порция коньяка не спасала), преодолев ракетные угрозы, безусловно пугающие зарубежных музыкантов, Дуби Ленц и на сей раз представил весьма достойную программу.

       

         Эйлат, 2004


С 17-ого по 19-ое января в Эйлате нас ждёт немало интересных джазовых переживаний. Я остановлюсь на двух музыкантах, в первую очередь привлекших моё внимание. В зону музыкального влияния первого попал много лет назад и нахожусь в ней до сих пор, а второй - из тех немногих, кому удалось в перенасыщенном джазовом пространстве последних десятилетий создать свой собственный уникальный стиль.

Встреча первая:

Erik Truffaz - Эрик Трюффа (или Трюффаз в альтернативых вариациях).

Трубач гастролировал в Израиле неоднократно, а я слушал его лишь однажды - на Эйлатском фестивале 2004-ого года.
Француз, родился в Швейцарии в 1960-ом году. С 6-ти, под влиянием отца-саксофониста, начал учиться играть на трубе, в 8 - уже музыкант в оркестре отца. Далее - естественное увлечение современными жёсткими ритмами.  Бросает трубу, переходит на фортепиано, а затем, в 13 - рок-гитара. Но в 16 Эрик услышал Майлса Девиса , и... всё встало на свои места.

Вот как об этом рассказывает сам музыкант в интервью для сайта acidjazz.ru

— Он гений. Майлc Дэвис был свидетелем истории от 40-х до 90-х годов. В этот период произошёл резкий сдвиг и в техническом плане, и в социальном. Его музыка реагировала на изменения в обществе. Майлс Дэвис сумел отобразить эти изменения, их развитие. То же сделал Пикассо в живописи. Я стараюсь быть таким же.

С тех пор своё будущее Эрик не мыслит без трубы. Экспериментатор, авангардист, один из признанных лидеров E-Jazz (направление особо популярное во Франции). Что только не переиграл Трюффа. Эйсид-джаз, электронная музыка, фанк.
Резкие ломаные ритмы и неторопливые философские размышления. И во всём есть мысль. В любой своей композиции он в точности знает, о чём беседует с нами. 
У музыканта особые отношения с Россией. В том же интервью он признаётся:

— Мне нравится Россия, нравится русская литература: Булгаков — «Мастер и Маргарита», Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь...

Даже свою любовь он "нашёл" в Нижнем Новгороде. А один из его дисков, вышедший в 2007-ом году, называется "Архангельск". И с этого момента музыка Трюффа начинает меняться, становится более спокойной, лиричной, медитативной. Исчезает демонстративность и остаётся глубокое внутреннее переживание. Честно говоря, такой поврот в творчестве музыканта очень мне симпатичен и близок. 
Особенно это проявилось в последнем прекрасном диске 2012-ого год El tiempo de la Revolución.  Вместе с комбо, записывавшим сей очень красивый альбом, маэстро и приезжает на Эйлатский фестиваль.

               

               Photo: David Wolff Patrick

17-ого и 18-ого января в Эйлате нас ждёт незабываемая встреча:
Erik Truffaz — Trumpet
Marcello Giuliani — Bass
Benôit Corboz — Keyboar
Marc Erbetta — Drums
Anna Aaron — Vocal

Встреча вторая:

Стэнли Джордан.

           

                        Photo: Keith Major

В 1964-ом году шестилетний мальчишка серьёзно увлёкся фортепиано, а в 11 лет самостоятельно освоил гитару, подражая своему кумиру Джимми Хендриксу. Но в отличие от многих других гитаристов, Стэнли научился играть на гитарном грифе двумя руками как на клавишах фортепиано (так называемая тэп-техника). Годы игры на рояле даром не прошли. Этот стиль позволяет ему одновременно играть мелодию и аккорды. В 1985-ом году Джордан выпускает диск «Magic Touch» и мгновенно становится знаменитым. Прошло почти 20 лет, я пишу эти строки и в то же время слушаю легендарное исполнение  Eleanor Rigby   (а вот как он это создаёт), наслаждаюсь виртуозностью ‘Round Midnight.  Диск и сегодня великолепен.  С кем только не переиграл Джордан за эти годы, включая Бенни Картера и Диззи Гиллеспи. А в 2011-ом году, подводя промежуточные итоги, музыкант выпустил диск "Friends". Только взгляните на состав!
Regina Carter, Kenny Garrett, Charlie Hunter, Russell Malone, Christian McBride, Nicolas Payton, Bucky Pizzarelli и Mike Stern.
Друзья!
А музыка - от джазовых интерпретаций Клода Дебюсси и Белы Бартока до блюза, самбы, свинга и атональных композиций.

Привожу отрывок из интервью  редактора Turan Шаина Гаджиева со Стэнли Джорданом ( Август 2009 года, Азербайджан), найденный мной в сети:

Вопрос, который интересует больше всего: как вы играете на гитаре, что это за манера, почему и как вы пришли к этому стилю?

- (Смеется) Вы имеете в виду мою технику? Я называю это касательной техникой (touch-technique), другие называют это печатной или клавишной техникой (tаpping). На самом деле, в начале я играл на фортепиано, и именно это оказало большое влияние на меня. Но в один период в нашей семье возникли трудности, и мои родители были вынуждены расстаться с инструментом. Тогда я стал играть на гитаре и через пару лет почувствовал, что хочу играть на гитаре, как на пиано, расширить его оркестровые возможности. Я начал экспериментировать и несколько "усовершенствовал" инструмент - опустил струны и понизил металлические лады. Эта техника позволила мне извлекать звуки лишь одной рукой, вернее, обеими руками одновременно, как на фортепиано, а не так, как играют все остальные гитаристы. Моя техника отличается экспрессивностью и большими возможностями, да и гитара сама как бы звучит совсем по-другому - как две гитары сразу. Это дает возможность исполнять композиции в совершенно новой аранжировке и ином стиле.

(Пока Джордан говорит, я разглядываю его руки, а точнее - пальцы. При игре в его стиле на правой руке не должно быть ногтей, так как они мешают при ударе на струны и извлечении звука. В то же время, ногти правой руки необходимы для обычной игры. Я заметил, что небольшие ногти у него все же были, но так и не понял, как ему удается играть ими. Позже на концерте я заметил, что Джордан старается синтезировать все возможные стили и технику. При этом он не пользуется медиатором, и ногтями пользуется для перебора струн, как при игре на классической гитаре).

- Но у вас особые гитары, точнее, они отличаются от остальных?

- В принципе, они мало отличаются, но различия, конечно, есть. Мои гитары делает французский мастер Патрис Вижей (Vigier). С одной из них я приехал сюда. Гитары Вижея очень аккуратно сделаны, хотя он не делает особенных модификаций. Главное отличие от остальных инструментов - это низкие струны. Это достигается рядом изменений в общей конструкции грифа гитары, струнодержателя и металлических ладов. Однако очень низко опускать струны нельзя - теряется динамика звука, его частота.

Кроме того, я часто используя сурдину (зажим) на первом ладу, что позволяет менять по ходу игры тональность и ограничить дребезжание открытых струн Вот, в принципе, и все особенности.


Обладатель феноменальной техники, Стэнли может играть на двух гитарах, либо на гитаре и фортепиано одновременно. Звучит весьма любопытно. В настоящее время Джордан много гастролирует как соло, так и в составе комбо, преподаёт, проводит семинары, и даже занимается музыкальной терапией.

А ещё на фестиваль приезжает трио одного из самых мною любимых современных пианистов Джеки Террассона, чрезвычайно интересный голландский саксофонист Yuri Honing со своим акустическим квартетом, Motion Trio - уникальное трио аккордеонистов из Польши. Известный пианист, композитор, продюсер и арранжировщик Benjamin Taubkin будет принимать местных гостей-музыкантов. И это только гости. А ведь на фестиваль приглашены и прекрасные израильтяне. Квартет саксофониста Амита Фридмана, 27-ми летний перкуссионист Итамар Доари с группой The Unipulse и весьма любопытный дуэт виолончелистки и вокалистки Майи Белзицман и ударника Матана Эфрата. Остаётся единственная вечная фестивальная проблема - как на всё поспеть!

Ну вот, пожалуй, и всё.
Подробности и фотографии ждут вас после фестиваля. 
А тем, кто поедет со мной, гарантирую прекрасную подзарядку.



Tags: erik truffaz, jazz, photo, red sea jazz festival, stanley jordan, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

  • ***

    Мартобря апокалипсис, лужица, Ночь тиха. В голове разметавшейся кружится Ритм стиха. Завертелось пространство безумного Королька,…

  • Красивостишие.

    Зима, свернувшись, уходит в бочку Весны, оптичевшей оголтело. Короткой ночкой не выдать дочку За офицеров мужчинотелых. На перепутье зимы и…

  • ***

    Мацой пропечатаны наши дороги, Тоскою несёт из окрестных лесов, Где дикие звери, и чуждые боги, И компас безумен, и нет полюсов. Пустыней…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ***

    Мартобря апокалипсис, лужица, Ночь тиха. В голове разметавшейся кружится Ритм стиха. Завертелось пространство безумного Королька,…

  • Красивостишие.

    Зима, свернувшись, уходит в бочку Весны, оптичевшей оголтело. Короткой ночкой не выдать дочку За офицеров мужчинотелых. На перепутье зимы и…

  • ***

    Мацой пропечатаны наши дороги, Тоскою несёт из окрестных лесов, Где дикие звери, и чуждые боги, И компас безумен, и нет полюсов. Пустыней…