Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Высокое искусство низкой речи.

  Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите...
               Оскар Уайльд.


Дамы и господа!
Проблема эта тревожит меня много лет. Сперва в подсознании, а позже вполне осознанно. Но назвав чудовище по имени, ты обретаешь власть над ним.
Как учил нас на своих знаменитых одесских киноклубах Борис Владимирский, если хочешь понять смысл хорошего фильма, сосредоточься на эпизоде. В деталях ключ к главному.
Попытаюсь использовать этот приём, говоря о моих взаимоотношениях с русской речью.
Подчёркиваю, не с языком, а именно с речью.

   
Много лет назад повзрослевшие дети начали нас высмеивать за пристрастие к кинематографическому дубляжу и его недостойному выродку "бубляжу". Нам, привычным к странным голосам и глуповатым интонациям, поначалу было сложно приспособиться к субтитрам. Их же читать нужно, а это отвлекает. Примирило только осознание того, что актёры заговорили своими голосами, и их интонации значительней для понимания происходящего на экране, чем мгновения, истраченные на периферийное чтение.
Безусловно, лучше в совершенстве владеть иностранными языками. Желательно всеми. Но где мы, и где мечты наши?
И мы перешли на субтитры окончательно.
Что же мы чувствуем теперь, случайно выбирая русскую звуковую дорожку? Почему вздрагиваем и стараемся побыстрее вернуться обратно. Что тревожит "изнеженные" наши уши?
     
Всё началось давным-давно. Студентом первого курса Одесского университета я попал в Московский дом кино. У моего друга и провожатого были там дела. Мы вошли в лифт, и к нам присоединились две сухопаро-интеллектуальные тётки. Они держли в зубах дымящиеся папироски, а в руках папки с обсуждаемым киносценарием. Каждое второе слово было матерным.
Я замер. Разумеется, мата я достаточно наслушался и в Одессе. Родной перекрёсток Канатной и Малой Арнаутской нередко окрашивала цветистая похабщина алкашей-подзаборников. Да и сами мы могли ругнуться при случае.
Но мат, как средство общения? У женщин? Культурной элиты? В храме искусств?
- Так принято в этих кругах, заверил друг.
Время шло. "Эти круги", как круги на воде, становились шире, захватывая новые зоны. Мат из обсценной лексики перешёл в разряд бытовой речи. На него перестали обращать внимание. Разрушение "старомодных" культурно-синтаксических норм, потоптавшись на любимом многими жанре шансона и бардовской песни, порородило "Русский шансон" - одно из самых отвратительных явлений российской культурты. В мате уже нет необходимости. Прочитайте выражения лиц любимых миллионами исполнителей, вслушайтесь в интонации.
Знаменательны слова одного из корифеев жанра Стаса Михайлова: «…Люди нашей страны выбирают сегодня тех артистов, которые затрагивают своим творчеством струны человеческой души. Шансон аккумулирует вокруг себя самое лучшее, что есть сегодня на нашей эстраде. Он всегда представляет тех, кто живёт, чтобы петь. И поёт, чтобы жить…»
       
В поисках новых фильмов и субтитров к ним я захожу на различные российские кинофорумы. Думаю, никому не нужно пояснять, что такое Рунет в массовых своих проявлениях. Часто бродишь там, высоко задирая ноги, как кулик на болоте, стараясь не вступить в грязь взаимных оскорблений.
А любимое требование: "Когда будет, наконец, перевод с матом? Невозможно смотреть и слушать". И приходят Гоблин и иже с ним, и дают заждавшемуся народу долгожданное.
           
На вопрос о безнаказанности давно ответил Станислав Ежи Лец: "Вы думаете, этот автор мало чего добился? Да он понизил общий культурный уровень!"
         
Недавно мы посмотрели два сезона хорошего детективного сериала.
Разница в съёмках - два года. По времени. А по содержанию?
В первом - нормальный перевод. А во втором переводчики "сломались". Мат на мате. И не только "fuck" не переводится как "чёрт", что чаще всего по смыслу является английским эквивалентом. Даже словосочетания, типа "go away", переводятся как "Пошёл на..." И без всяких троеточий.
На несколько мгновений изменили себе, включив русскую озвучку. И в ужасе бежали обратно к мату письменному. Эксперимент удался. Озвучка оказалась без мата. Но интонация!!! Даже слова "Я люблю тебя" звучали, будто вор на зоне говорит их сокарменнику, приставив заточку к горлу.
Воровская феня проникает в массовую речь, от последнего забулдыги до президента страны. Или в обратном порядке.
И меняет важнейшую составляющую языка - интонацию, делая её хамской и брутальной. Честь и хвала многочисленным моим российским друзьям, обладающим врождённым иммунитетом.
Мне временами кажется, что интонация эта, бандитская, подлая, подобная самодовольному рычанию альфа-самцов и альфа-самок, часто льющаяся с кино и телеэкранов - одно из страшнейших вооружений российской современной политтехнологии, политпсихологии и чёрт знает ещё "полит-чего". Человек, говорящий спокойно, без звукового и речевого давления на собеседника выглядит слабовольным лузером.
"Новичок" отравляет тело, а звуки проникают внутрь незаметно, исподволь разрушая и разрывая тонкие ниточки, связывающие прошлую и нынешнюю культуры. Мачоизм "воров в законе" неспешно прокладывает свои дорожки в сердцах и душах. Жить не слушая невозможно, и капли "клавдиевского яда" проникают в уши, делая своё смертное дело. Не мудрено, что в результате такого зомбирования и "жлобирования" даже убийство могут превратить в нравственный императив.
   
Уже и спектакли в элитных театрах идут на мате. Из эмоционального выплеска в ТОЙ стране это превратилось в форму повседневного общения. Мы совершили побег из зоны, но мерзость изнасилованной речи прорывается к нам во все щели, заползает в глаза, уши, мозги путём телевидения, радио, газет,  блогов, театральных фестивалей, кинодубляжа, пытаясь убедить, что в словесной чернухе сокрыта сермяжная правда жизни.
                                     
Для желающих яростно не согласиться - ещё одно правило обсуждения просмотренного от Бориса Владимирского. Если зритель увидел что-то в фильме, то не нужно обвинять его в глупости, нетерпимости, предвзятости, слепоте.
ОНО ТАМ ЕСТЬ!
По крайней мере, для этого зрителя.
             
Жванецкий когда-то посмеялся:
Группа «Поем матом» летит в Кемерово. И я в Кемерово.
— Вы к шахтерам?
— Не, шахтеры стесняются. Мы на концерт для руководства.
               
Сегодня уже никто не стесняется. Почему?
Михаил Жванецкий, как всегда, сказал значительно больше, чем написал.
Для того, чтобы изменить окружающий мир, матом недостаточно говорить или писать.
Им нужно петь, обращая грязную лексику в музыку сфер.
В этом и состоит разлагающее высокое искусство низкой речи, дамы и господа.
Tags: интонация, мат, речь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • Волшебная "Волшебная флейта"

    Дамы и господа! Небольшой перерыв в итальянских воспоминаниях. Ведь жизнь потихоньку оживает и становится ЖИЗНЬЮ. О грядущих концертах классической…

  • 08.10.21. Евгений Кисин в Иерусалиме.

    Дамы и господа! Поехали! Гагаринское клише во избежание фарса стоит применять только к особым моментам жизни. Переломным. После гнилостной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • Волшебная "Волшебная флейта"

    Дамы и господа! Небольшой перерыв в итальянских воспоминаниях. Ведь жизнь потихоньку оживает и становится ЖИЗНЬЮ. О грядущих концертах классической…

  • 08.10.21. Евгений Кисин в Иерусалиме.

    Дамы и господа! Поехали! Гагаринское клише во избежание фарса стоит применять только к особым моментам жизни. Переломным. После гнилостной…