Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Фестиваль Израиля 2019. "Песни Лира". Чистота трагедии.

Дамы и господа!
Фестиваль Израиля 2019.
Спектакль польского театра Song of the Goat Theatre "Песни Лира".
Зрелище не похожее ни на что, виденное ранее. Театральное представление, захватившее нас с первого мгновения, точнее с первой "песни", и не отпускавшее до последней.
И не отпустит. Не забудется, будет тревожить, шелестеть разноязыко в памяти, отражаться, как в зеркалах, в других видах театрального искусства.
Потому что оно одно такое. Уникальное.
                               
 
                 
Попытаемся понять, чем околдовали "Песни Лира" искушённых зрителей. Что особенного в этом зрелище, заставившем рукоплескать залы Эдинбургского фестиваля, отдавшего ему два главных приза. Впервые в истории победителем в Эдинбурге стали не скетчи, не театр фринджа, а серьёзное... Серьёзное что?
С жанром не разобраться. А с историей проще.
                   
 
                     
Всё началось когда-то с "идола" польского театра Ежи Гротовского. Продолжилось в экспериментах его учеников и адептов Кшиштофа Варликовского, Кристиана Люпы, других великих режиссёров польского и мирового театра. Энергетическим центром всего был Вроцлав, где давно существует Центр Гротовского. Там в 1996-м году Гжегожем Бралем и Анной Зубжицкой был создан театр «Песнь Козла» - прямой продолжатель линии Гротовского. Странное название театра? В древнегреческом языке «трагос» – козел. О трагедии и поговорим. В чистом виде в театре её давно не встречал. Слова, неизбежный театральный атрибут, истёрлись и замаслились от бесконечного, часто лживого употребления. В чистоту трагедийного жанра подмешиваются то усмешки, то нотки фарса, то вездесущая мелодрама. Трагедию в рамках современного театра поставить невозможно. Для этого нужно перебраться в иной мир, использовать другие средства, создать невербальный уровень абсолютной достоверности.
               
 
             
На сцене 12 стульев. Шесть мужчин и шесть женщин в строгих костюмах.
Рассказчик, ведущий, один из создателей спектакля Гжегож Брал.
Предыстория. Много лет назад, гуляя по Лондону, Гжегож попал на выставку Кандинского. У дверей наткнулся на манифест художника, где он говорил о трёх основах своей живописи: импрессии, импровизации и композиции. Брал подумал, что те же принципы существенны для театра, как и для любого вида искусства. Первым посетителей встречал маленький  жёлтый пейзаж художника. Далее от картины к картине всё менялось вплоть до знаменитого чёрного финала. Увидев только последнюю самую знаменитую картину невозможно понять художника Василия Кандинского.
Только ступенька за ступенькой.
             
 
           
Этот принцип Гжегож Брал заложил в фундамент "Песен Лира". Великая Шекспировская трагедия рассыпана на музыкальные эпизоды. Повествование нелинейно. Главный персонаж - Корделия, чью роль исполняют разные актрисы.
У каждой песни есть название и смысловая нагрузка, поясняемая Бралем. Без этого было бы сложнее следить за развитием событий, ибо песни исполняются на разных языках. Латынь, английский, польский, звукоимитация...
                     
 
       
Вот названия и суть некоторых песен.
- Рай #1.
Всё начинается с рая. Королевство Лира благополучно и ничто не предвещает трагедии.
             
 
 
- Слухи
Уже известны планы Лира и тревожное суетливое ожидание звучит в дуэтах.
         
 
   
- Первая песня шута, предупреждение Корделиии, песня любви к отцу.
Слёзы настоящие. В "Песнях Лира" всё настоящее.
           
 
   
Об этом писал когда-то Гротовский.
«секрет современной мистерии должен быть чем-то неотделимым от самих ее участников… тогда обновление текста становится живой плазмой, живой материей»
Песня, слово, ритм, жест, символ, музыка. Всё сплетено в единый клубок, энергией которого подпитывается зал и сами актёры.
     
 
 
   
-  Ночь перед изгнанием.
Кто изгнан, остался? Где друзья, враги?
И само изгнание. Простой и безжалостный символ. Лир срывает с Корделии туфли. Из королевства уходят босиком.
           
 
 
- Рай #2.
Уже из области воспоминаний. Не реальных, но ещё тревожащих.
           
 
     
- Горькая песня Корделии. Отчаянное предупреждение.
"Ты мертва, как земля. Поживи ещё"
 
 
 
               
- Пятиголосие ангелов.
Апогей спектакля.
Один из авторов музыки сказал: «Если вы правильно настроите голоса, вы услышите голос ангелов». Мы, сидящие в зале, слышали их.
                 
 
       
- Ещё один псалом, песня шута, песня двух дочерей, песня погибшего короля и умирающего королевства.
Никто не может положить предел безумию мира, кроме Корделии. Но она далеко и песня её возвращения ничего уже не изменит.
     
 
                      
Что же это было? Что мы видели, слышали, а точнее чувствовали?
Спектакль напоминает древний языческий ритуал, а безукоризненное грегорианское пение сему способствует.
           
       
Как отметил один из критиков, спектакль "Песни Лира" доказывает, что сегодня в театре возможно испытать катарсис. Актеры играют невероятно чисто, фактически - не театрально, поскольку здесь ничего нельзя сыграть. Эмоции должны быть настоящими. Этот спектакль демонстрирует, что Шекспировская драма  - это ономатопея (звукоподражание). Слова вызывают эмоции с помощью музыки. Это рождение трагедии из средневековых мистических пьес, ницшеанский дух музыки, сопровождающий это рождение.
                         
 
                   
Трагедия.
Греческая трагедия, где хор - главное действующее лицо.
Вневременная трагедия.
Трагедия всех времён.
Трагедия короля Лира, его друзей и врагов, дочерей, королевства.
Трагедия человечества.
Трагедия человека.
Трагедия как жанр.
Трагедия вне жанров.
Трагедия...
             
 
     
Любые потуги разобраться и расставить всё по пронумерованным полочкам обречены на провал. Тот вечный Пушкинский случай, когда "гармонию алгеброй не поверить".
Попытки неизбежны, но почувствовать можно только побывав на спектакле.
Добавлю только, что это была одна из лучших постановок "Лира", виденных нами, дамы и господа.
Tags: "Песни Лира", photo, song of the goat theatre, Гжегож Брал, Иерусалим, Фестиваль Израиля, театр, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “Фестиваль Израиля” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments