Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

33-й Летний Международный Джазовый Фестиваль на Красном море. Рон Картер, Эл Фостер, Эли Дежибри.

Дамы и господа!
Второй концерт второго дня - вершина фестиваля.
Расскажу о нём отдельно. Невозможно признаваться в любви, толкаясь в очереди.
Эксклюзивное выступление трёх мощнейших джазовых музыкантов, двое из которых давно стали легендами.
Трио контрабасиста Рона Картера, барабанщика Эла Фостера и саксофониста Эли Дежибри.
         
           
Начну с воспоминаний.
Жаркий Эйлатский вечер. Третий день фестиваля 2015-го года. Зрители шуршат программками, тихо переговариваются, потягивают холодное пиво или ледяное вино и нетерпеливо ждут.
Что будет сейчас? Как пройдёт? Есть ли ещё "порох в пороховницах"? Не подведёт ли "звёздный гость"? Волнуемся и предвкушаем.
На сцену выходит Эли Дежибри. Перед каждым концертом он представляет участников, рассказывает...
- О сегодняшнем дне я мечтал всю свою "джазовую" жизнь. Сначала заслушивался композициями этого музыканта, потом имел счастье играть с ним. А сегодня он приехал на Эйлатский фестиваль по моему приглашению. Встречайте...
               
 
                   
И вдруг происходит невероятное. То, чего никто не ожидал. Эли не смог закончить последнее предложение, а отвернулся в сторону и начал рыдать.
Такого не видел никогда. Художественный руководитель Эйлатского фестиваля, известный саксофонист и композитор, харизматический лидер... плачет в голос.
             
 
   
Добавить нечего. Сентиментальность? Да. Любовь? Безусловно. Как можно не любить такого человека?
На сцену вышел...
Впрочем, этого музыканта можно узнать и по усечённой фотографии.
Ни у кого из басистов не видел таких пальцев!
       
 
           
Перебрал все "высокие титулы", но они оказались разобранными "Дюком" Эллингтоном, Джо "Кингом" Ори, "Каунтом" Бейси и иже с ними. И понял, что Рону Картеру подходит другой, очень редкий в бурном джазовом море титул. Он настоящий джентльмен.
Рон "Джентльмен" Картер.
 
 
             
Несколько раз посчастливилось побывать на его концертах. Подтянутый, стройный, худощавый, в безукоризненном тёмном костюме и галстуке или бабочке, платочек в тон выглядывает из верхнего кармана. И такой он всегда и везде. Даже в невыносимую Эйлатскую жару. Длинные тонкие сильные пальцы, как у пианиста, хирурга, престидижитатора. Изысканный джентльмен с проседью в бороде. Ему бы больше подошёл монокль, но мы живём в иное время. А он пришёл к нам из ТОГО.
Рон Картер - великий джазовый басист и виолончелист. Солист и аккомпаниатор. Обладатель уникальной техники.
       
В истории американского и мирового джаза - один из самых востребованных басистов. Количество альбомов, в записи которых принимал участие, порядка 2500. Невообразимо (и необозримо)! Музыкант, композитор, арранжировщик, педагог, писатель, изобретатель (Картер является создателем разновидности малого контрабаса — баса-пикколо, на котором играл в своих составах в 70-х годах), двукратный лауреат премии Грэмми. Он начал играть классическую музыку на виолончели 72 года назад, в десятилетнем возрасте. Но после переезда семьи в Детройт столкнулся с тяжёлой расовой дискриминацией чернокожих классических музыкантов. Пришлось сменить приоритеты и перейти на бас.
         
 
                   
В 1963-м году Рон Картер вместе с пианистом Херби Хэнкоком, саксофонистом Уэйном Шортером и ударником Тони Уильямсом был принят постоянным басистом в состав последнего акустического квинтета Майлза Дэвиса и играл в нём в течение пяти лет.
Играл с такими великими джазменами, как Телониус Монк, Бобби Тиммонс, Кэннонболл Эддерли, Сэм Риверс, Фредди Хаббард, Ли Морган, Маккой Тайнер, Эндрю Хилл, Хорас Сильвер, Томми Флэнаган, Билли Джоэл, Гил Эванс, Лена Хорн, Билл Эванс, B.B. King, Кронос Квартет, Декстер Гордон, Уэс Монтгомери и многими другими.
Он - история джаза.
Виртуозно владеет разнообразными джазовыми стилями. Би-боп, хард-боп, пост-боп, стрейт-ахед, хип-хоп, third stream ("третье течение"), сочетающее джаз и классическую музыку. Мелодичен, элегантен, ритмичен, изящен.
Считает, что басист - центральный элемент любого джазового ансамбля, несущий ответственность за общий звук.
                   
 
         
Какими ещё эпитетами можно "наградить" этого удивительного музыканта? Превосходных слов в русском языке так много. И все к нему применимы.
У Окуджавы:
Совесть, Благородство и Достоинство -
вот оно, святое наше воинство.
       
И ещё изящество, грациозность...
Во всём. В музыке, повадке, походке, манере держать инструмент, играть на нём...
Прямая спина благородного дона.
Мало таких осталось. Если вообще...
         
Вторая легенда. Эл Фостер. Один из самых ярких мелодичных и заметных пост-боповских ударников на современной джазовой сцене. В январе этого года Фостеру исполнилось 76 лет, но это абсолютная ерунда для музыканта такого класса.

 
 
С кем только он не играл за свою бурную джазовую жизнь. Вот лишь небольшой список: Cannonball Adderley, Thelonious Monk, Freddie Hubbard, Sonny Rollins, Herbie Hancock, Dave Holland, Chick Corea, Bill Evans, Branford Marsalis, Sting, John McLaughlin, Joe Henderson, Michel Petrucciani, Michael Brecker, Tommy Flanagan, Hank Jones, John Scofield, Joe Lovano... Можно продолжать и продолжать. Но без одного ключевого для музыканта имени он будет не полон. Всё тот же Майлз Дэвис. Впервые на концерте Эл усышал великого Майлза в 1958-ом году. А в 1969-ом уже Дэвис впервые услышал Фостера и немедленно пригласил его в свой оркестр вместо уходящего Джека Деджоннета. "В нём было всё то, что я бы хотел получить от ударника", - вспоминает Майлз. Совместная работа, запись дисков с 1972-го по 1985-ый год, а главное -дружба. Эл Фостер - один из немногих музыкантов, бывших рядом с Майлзом в так называемый "период молчания" - тяжелейшие шесть лет в жизни, когда Дэвис оставил музыку и боролся с болезнью, вызванной наркотической зависимостью. Он единственный музыкант, записывававшийся с Майлзом в периоды до и после болезни. Майлз вспоминает об этом в своей автобиографии:
"Ближе всех мне был Эл Фостер. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно."
                   
 
         
Эли Дежибри. Многолетний художественный руководитель летнего фестиваля, его "пламенный мотор" и душа, один из лучших тенор саксофонистов джазового мира.
Вечный мальчишка, хулиган с неистребимой повадкой джентльмена, неторопливый философ.
Музыка его полна любви и страсти...
Композитор. "Дуэлянт", не раз выходивший на сцену и вызывавший гостей на невероятные музыкальные состязания.
                 
 
                   
Восемь лет назад вернулся из Нью-Йорка. После пятнадцати лет учёбы, жизни, музыки, успеха в Штатах. Зачем? Почему?
Эли вспоминает, что когда 22 года назад он лёг на землю и отказался покидать свои Яффо, Тель-Авив, Израиль, отец сказал:
"Малыш, ты всегда сможешь купить обратный билет..."
"Прошло полтора десятилетия, и я вернулся в это самое удивительное, несмотря на все трудности, место..."
                       
 
         
Судьба связала Эли с двумя героями этого рассказа неразрывными нитями.
В 18 лет в Институте джаза имени Телониуса Монка среди первых его наставников был Рон Картер. Позже на протяжении 10 лет Дежибри -  участник группы Эла Фостера.
Единственная их совместная работа - запись в 2010-м году, пятого альбома Дежибри «Israel Song». Звёздная команда музыкантов с Роном Картером, Элом Фостером и пианистом Брэдом Мелдау.
                     
В заключение приведу слова самого Эли.
"Ни в одном языке мира не отыскать слов для передачи чувств от игры с моими музыкальными отцами. Долгие годы я находился под их влиянием и до сих пор продолжаю учиться у этих мастеров".
Прошло почти 10 лет и Трио снова сыграет вместе.
Пропустить немыслимо, дамы и господа.
Tags: al foster, jazz, photo, red sea jazz festival, ron carter, Рон Картер, Эл Фостер, Эли Дежибри, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “red sea jazz festival” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “red sea jazz festival” Tag