Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Ламедвавники - приглашение к дискуссии

Иерусалимская книжная ярмарка привлекает безусловно.
Огромными своими залами и маленькими закоулками. Что может быть прекрасней, чем рассматривать книги в диапазоне от гигантских фолиантов до крохотных и изящных кокеток, прячущихся в ладони, вдыхать их аромат, гладить корешки, нервно поглядывать на часы и опять, забыв обо всём, поглаживать их шершавые обложки и гладкие страницы.
         
Эротика, дамы и господа. И весьма изысканная.
Но есть на ней ещё нечто очень важное. Встречи с писателями. Беседы, чтения, диспуты.
Взгляните на программу этого года. Презентация нескольких интересных журналов, среди которых - любимый нами "СНОБ", встреча с Виктором Шендеровичем, концерт Леонида Фёдорова - лидера группы АукцЫон, Святослав Белза, Максим Амелин, Андрей Усачёв, Александр Иличевский, Лев Рубинштейн, Андрей Дементьев...
Ещё много интересного. И это только на "русской улице".

                   
       
Короче, угощения на самые разнообразные литературные вкусы...
Я, если бы жил поближе, как существо всеядное и беспринципное побежал бы на всё (ну, почти).
И любимых и близких с собою прихватил бы. А так, приходится выбирать.
           
В этом году выбор пал на Людмилу Улицкую. Писательницу весьма интересную, любимую мной и всегда задевающую.
Вызывающую реакции от абсолютного агрессивного неприятия до безусловного и восторженного преклонения. Особенно в Израиле. Впервые со времён "Доктора Живаго" я услышал от одного из моих знакомых отзыв о "Даниэле Штайне": "Романа не читал и не буду, так как знаю насколько это всё плохо и лживо." Хорошо, что времена пламенных руководящих передовиц газеты "Правда" канули в Лету.
             
В тот день Улицкая представляла свою последнюю книгу «Священный мусор», а затем в программе была обьявлена встреча с интригующим названием "Ламедвавники: приглашение к дискуссии". Каюсь, слова этого тогда не знал, но участники ...

                                             
---        
Два года назад мне посчастливилось побывать на встрече с Умберто Эко. Только-только вышел его последний роман "Пражское кладбище", тогда ещё не прочитанный, и Эко мудро и интересно рассуждал об антисемитизме, его корнях и месте европейской интеллигенции в своей картине мира.

     

По окончании встречи, беря автограф на развороте любимого "Баудолино", я заметил, что ему очень повезло с переводчицей на русский язык. На что  Мастер без тени улыбки ответил: "Да, я это знаю." Речь шла об Елене Костюкович, блистательно умеющей передать нам очень непростые послания Умберто Эко.

                                                   
       
Елена (она же Ляля, адресат Люси из романа "Даниель Штайн. Переводчик") и была оппонентом Улицкой  в этом диалоге.
Я бы даже сказал "квадрологе", ибо к дамам присоединились Михаил Гринберг -  организатор издательства «Гешарим»-«Мосты», занимающегося выпуском литературы по иудаике,

 

и Менахем Яглом - книжник, философ и мистик.

                                                                 


Вернёмся же к теме встречи. Для начала нырнём в Википедию.
"Ламедвовник, ламедвавник (идиш от ивр. ל"ו צדיקים‎ — «ламед-вав цадиким» (36 праведников)) — в еврейской мистической традиции тайный праведник (цадик), один из 36, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии: 36 записывается буквами ламед и вав. Согласно традиции, только их наличие духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если бы их стало хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесили бы и привели бы наш мир к концу.
Идея, что существование определенного числа праведников может защитить от Божьего гнева место, где они живут, появляется впервые в рассказе о гибели Содома и Гоморры. Перед тем, как города были уничтожены, Авраам получил обещание Господа, что города будут пощажены, если в них найдутся десять праведников, но столько праведников не нашлось. В книге притчей Соломоновых (10:25) сказано: «Праведник — основа мира». В разных контекстах в Талмуде встречается упоминание 30 или 45 праведников."
           
Откуда же взялось число 36?
Источник - талмудическая притча, где сказано "Счастливы все, ожидающие ЕГО". А "его" на иврите - "לו", то есть "ламед-вав".
Окончательно версия о количестве и скрытости праведников сформировалась только в 18-ом веке. На сегодняшний день по сему поводу существует консенсус. И это не обязательно евреи. Речь идёт о праведниках народов мира.
         
Множество рассказов о людях, могущих претендовать на такое звание, хранят как старые легенды и притчи, так и современная история.
Например, тюремщик со старинного рынка (еврей, но одетый как римлянин, что само по себе являлось большим грехом). Страшен и грозен он (но втайне защищает осуждённых от нападок, а после вынесения приговора спешит к мудрецам, чтобы те успели попросить власти о милосердии). А ведь хуже тюремщика в те времена мог быть только сборщик налогов. Классическая парадигма скрытого праведника.
           
А вот прототип Даниеля Штайна - Оскар Руфайзен, работая переводчиком в гестапо, услышал телефонный разговор о готовящемся на следующий день уничтожении евреев в гетто. Офицер-гестаповец обернулся к нему и произнёс: " Вы понимаете, что являетесь единственным, кто это слышал?" И, тем не менее, Оскар тайно передал информацию, и множество евреев было спасено.
           
Или история  Михаила Гринберга о восстановлении еврейского кладбища.

 


Он получил сообщение, что в местечке Меджибож на старом еврейском кладбище, где похоронен основатель хасидизма раби Исраэль Баал-Шем-Тов, разрушают еврейские святыни. Директор местного музея уже выкопал и перенес на территорию музея около пятидесяти надгробных плит. Но разговор с директором привёл Михаила в смятение. Выяснилось, что еврейское кладбище оказалось заброшено: калитка сорвана, ступени сломаны, каменная стена частью разрушилась, частью разобрана соседями на хозяйственные постройки. Остатки могил беспорядочно заросли деревьями, кустарником и высокой травой. Великолепные надгробные плиты с торжественными резными надписями и рельефами вросли в землю, покосились или вовсе повалились. Часть камней местные жители растащили и использовали на фундаменты домов. Многие надгробия просто расколоты — из них тут же, прямо на кладбище, соорудили скамейки и мангалы для шашлыков. Здесь, на еврейском кладбище, летними вечерами развлекались местные пьяницы и наркоманы. И тогда директор музея решил сохранить еврейские памятники, уничтожаемые местным населением, до лучших времён. Он даже составил карту всех захоронений. Для этого ему пришлось вооружиться иврит-русским словарём, чтобы прочесть надписи на камнях,  а заодно и подучить историю хасидизма. За эту работу он взялся, уяснив, что ни одна еврейская организация, общественная группа или отдельные евреи не желают приложить усилий в этом направлении. Вот так православный человек  Мирослав Васильевич Пинчак совершил праведное деяние, внешне смахивавшее на вандализм. Кто знает, не был ли он одним из 36-ти.
         
Менахем дополнил:
В одном местечке недалеко от Меджибожа жил богатей, негодяй, не подававший милостыни и гнавший бедняков со своего порога. Он умер, ненавидимый всеми, и местные жители отказались хоронить его на еврейском кладбище. Прослышав об этом, Баал-Шем-Тов примчался в великом гневе и велел похоронить мерзавца на самом почётном месте. Ничего не понимающие жители местечка побоялись ослушаться. А на следующий день все стенали и плакали, ибо бедняки городка (то-есть пракически всё население) не получили еженедельного пожертвования, позволявшего им существовать многие годы. Оказалось, что этот скопидом и негодяй содержал бедняков окрестных местечек, в тайне от всех тратя на это своё имущество и не желая славы, а сам умер в нищете.
И таким историям несть числа.
           
Улицкая: В христианской традиции существует чёткая демаркационная линия между понятиями святости и праведности. Святой получает некую благодать от Господа, то-есть находится вне законов логики этого мира. А, значит, ему дано совершать то, что обычные люди совершать не могут. Праведник же - человек, такой как мы. У него нет особого дара свыше. Он просто праведно себя ведёт, что в условиях нашего мира чрезвычайно сложно.




Костюкович: Праведность в католицизме - это безвозмездный дар, приобретённый Иисусом на Голгофе через Божью благодать. Таким образом, праведность - это природа божья, уже воплощённая в человеке.

Менахем: Святых, в христианском понимании, в иудаизме не существует.Само это слово подразумевает человека, соблюдающего все законы иудаизма. На протяжении еврейской истории святыми называли великих мудрецов, но это не делает их таковыми в христианском понимании. Праведник же - человек, поднявшийся над всеми условностями этого мира и достигший совершенного единения со своим творцом. Это, безусловно, присуще ламедвавникам, но в скрытом виде. Они могут представляться скрягами, кровопийцами, шутами (карнавальная составляющая), но при этом соответствовать высочайшим моральным критериям, что проявится только после их смерти.

Людмила Евгеньевна провела параллель с юродивыми в христианской традиции, но Менахем не вполне согласился. Ведь юродивый существует вне общества, а скрытый праведник - вполне социальный объект. Он живёт в нашем мире. Просто занимает не своё, а чужое место, а его истинное назначение никому не известно.
Отойдя от религиозной трактовки, Людмила Евгеньевна с грустью отметила огромный дефицит глубоко нравственных и праведно ведущих себя людей в современном обществе.
"Таких людей очень немного, но они видны. Сколько их? 36 или 36 тысяч? Я не знаю.В условиях сегодняшнего московского дня эти люди особенно видны, когда к ним присматриваешься, радуют безмерно своим поведением, благородством, скромностью, деликатностью. И то, что когда-то не казалось выдающимся и столь привлекательным, сегодня приобретает огромное значение. Я по ним скучаю. Этого не хватает в нашей сегодняшней жизни."


Менахем Яглом: " Мир, в котором мы живём, безумно сложен. Мы не можем нуждаться в 36-ти праведниках, так как они скрыты, а человеку не нужно то, чего он не видит и не знает. А вот люди высокой нравственности (святые в бытовом смысле) совершенно необходимы. Без них не может существовать общество. Если нет идеала, то и стремиться не к чему. "

И, наконец, история из жизни Елены Костюкович:

                                                           

"Однажды я поднялась на чердак своего дома в Милане и за спинкой старого дивана заметила раковину, к которой подведена вода. Для нежилых чердаков в Италии это абсолютно нетипично. Домоуправ ответил, что это осталось от евреев, прятавшихся там во время войны. А дело в том, что Италия, будучи оплотом католицизма, странным образом не знала бытового антисемитизма. Когда немецкая армия вошла в Италию, и пришлось составлять списки, итальянцы начали спасать евреев, пряча, переписывая документы, фиктивно крестя. Из 100 000 евреев, проживавших в Италии, спасти не удалось 6 000. И по сегодняшний день итальянцы оплакивают погибших. Каждый январь в день памяти катастрофы от 21-го перрона центрального вокзала Милана выходит поезд, набитый школьниками, и следует по тому страшному маршруту. Сильнодействующее средство."
               
А распутать клубок таинственной чердачной истории Елена так и не смогла. Единственное, что удалось выяснить - на чердаке прятали трёх евреев - супружескую пару и ребёнка. Некая старуха таскала им еду и выносила горшки. Полтора года. Ежедневно. Потом вошла армия союзников, евреи уехали, старуха позже умерла, и не осталось никаких следов. Даже в архивах.
Праведница, не известная никому!


Но кто сумеет ответить на вопрос, не дающий покоя многим?
Как же всё таки распознать скрытого праведника?
При жизни это невозможно, ибо лик и поступки его чаще всего отвратительны. Если же он сам раскроется, то, согласно авторитетным трактовкам, либо умрёт, либо останется в живых, но перестанет быть одним из 36-ти.
Невозможность ответа передаёт шутливая история, рассказанная Менахемом. В беседе с одним из признанных хасидских адморов и кабалистов Яглом задал этот вопрос. Собеседник задумался и сказал: " Ну, если у человека в доме есть телевизор или он держит собаку ( то и другое считается ужасным в ультраортодоксальной среде), тогда он, наверное, не скрытый праведник. А если нет, то запросто может оказаться."

                             


А кому дано его опознать?
Вряд ли раввинам (праведность одних учителей частенько оспаривается другими). Раби Нахман из Браслава говорил, что когда сатане надоело заниматься делами этого мира, он поручил это раввинам - у них получается лучше.
Да и сам ламедвавник может до необходимого момента не знать, что он скрытый праведник. Как говаривал сапёр Водичка из гениального "Швейка": "Бывает такой мадьяр, что и не виноват, что он мадьяр."
Но хотя бы после смерти?!
А зачем? Может быть не всегда стоит получать точные ответы на такого рода вопросы.
Ведь в идее образа скрытого праведника есть одна очень важная моральная составляющая.
ПРАВЕДНИКОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КАЖДЫЙ!
Мы не можем судить о людях по внешности, по их поверхностным проявлениям в этом мире.
Поэтому, к каждому человеку следует априори относиться так, будто он и есть один из тридцати шести.
И в этом, возможно, заключена самая главная мысль предания о ламедвавниках!
Tags: Елена Костюкович, Иерусалимская книжная ярмарка, Ламедвавники, Людмила Улицкая, Менахем Яглом, Михаил Гринберг, Умберто Эко, скрытые праведники
Subscribe

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…