Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Grand Finale. Миры снов Хофеша Шехтера.

Дамы и господа!
Я предупреждал о грядущем прекрасном балетном сезоне.
Как там у классика?
"Мы все смеялись над ним - за два года приглашать на день рождения!.. И вот, завтра надо идти..."
Жванецкий не ошибается. С 17-го по 22-е октября балетоманов ждёт Пина Бауш, а в ноябре Grand Finale Хофеша Шехтера.
О Пине Бауш писал ранее, а сейчас пришло время напомнить, кто такой Хофеш Шехтер.
Один из самых амбициозных и успешных израильтян, завоевавших абсолютное признание в мире балета.
Работает с различными балетными коллективами, а в этот раз привозит в Израиль собственную лондонскую труппу с балетом Grand Finale.
Всё это произойдёт в двойных рамках балетного абонемента Израильской Оперы и фестиваля «Лондон в Тель-Авиве» с 27-го по 30-е ноября на сцене Тель-Авивской Оперы.
     
Фото: ®Rahi Rezvani
Хофеш Шехтер родился в Иерусалиме в 1975-ом году. В Великобританию перебрался после учёбы в Израиле и Париже. В 2008-ом году получил приз Critic’s Circle National Dance Award за лучшую современную хореографию.
Отвечая на вопрос о том, почему он оставил Израиль, Шехтер шутливо ссылается на жару и серьёзно рассуждает об отсутствии у него стимулов к саморазвитию в Тель-Авиве.
"Мир танцев в Израиле - это очень закрытая, небольшая община, где все знают друг друга, и мало что происходит вне танцев Батшевы".
В каждой шутке есть доля шутки...
                   
С внушительными "послужными списками" Хофеша Шехтера можно в "одно касание" познакомиться в интернете.
А я предлагаю личные воспоминания о двух предыдущих встречах в Тель-Авиве.

Ноябрь 2013-го года. Cedar Lake Contemporary Ballet. Известный коллектив в мировом балете. Замечательные танцовщики, прекрасно владеющие любыми танцевальными стилями от классики до модерна и авангарда.
В программе Violet Kid, балет, типичный для Шехтера.
"Я обнаружил, что хореография дает мне способ выразить свои эмоции, в том числе гнев, - сказал он как-то в интервью. - Большинство моих работ автобиографические и являются отражением личных чувств. Я намеренно привношу в постановки столько тоски и насилия, потому что они отображают пережитое лично. Как и у многих тихих, застенчивых людей, мой гнев накапливается, а после взрывается".

Голос за сценой что-то вещает о важности первого впечатления, начальных 30-ти секунд представления. На авансцене - 14 человек. Обычная повседневная одежда. Джинсы, разноцветные майки. Свет падает сверху, оставляя на лицах ложбины теней.
Голос продолжает нашёптывать нечто строго-ласковое, воспитательное, наставительно-дидактическое: "Надо быть проще, лучше. Вот-вот, вот так, уже лучше, намного лучше, спасибо." И исчезает, растворяясь в сценических небесах.
Начинается движение. Танцоры странно изгибаются, кособочят, извиваются.
 
 
Фото: ®Juileta Cervantes
                   
Угловатая пластика креветок.
Всё на одной дрожащей электронной ноте. Музыку написал сам хореограф. Он же - один из костюмеров и постановщиков освещения. Нота разбивается, дробится и накатывает волнами.
Полутьма-полусвет. Колышущаяся стена. Сквозь электронный сумбур начинает пробиваться мощный пульсирующий ритм. Грубый, но создающий и поддерживающий некое подобие гармонии. Бессмысленные движения становятся упорядоченными. Свобода ли это? Нет, скорее рабство. Но удобное и структурированное. Связи рвутся. И голос, вкрадчивый голос прощается: " Я не буду говорить с вами более..."

Мы оказались в посторуэлловском мире. Прощание со Старшим Братом, удалившимся и оставившим свою паству. А как жить без него, как существовать без Голоса, зовущего и управляющего, не знает никто. Хаос в душах осиротевших младших братьев и сестёр, сумятица тел. Барабанная дробь бъёт током.
Поиск устойчивых структур обрывается на полуноте. Танцоры то застывают в йоговских позах, то начинают попарно кружиться в странном танце, скорее напоминающем бой.
Тюремный дворик. Конус резкого света выхватывает из тьмы вальс электронных узников. Руки за спиной. Прогулка-пробежка. Одна из немногих устойчивых форм существования в этом мире. И сиротливая кучка с дрожащими воздетыми руками. Где ты, любимый вождь и учитель? Так страшно и одиноко без тебя...
             
Вторая встреча в рамках гастролей хореографического "квартета" труппы из Лос-Анджелеса BodyTraffic.
Октябрь 2015-го. Балет "Пыль."
На сей раз в клубящейся тьме мрачная пещера в обрамлении колонн матового полусвета - полутьмы. Три женщины в красном и трое мужчин в чёрном. Тревога в музыке и движениях.
Хриплый голос со сценических небес повторяет догмы сегодняшнего урока.
Something to FIGHT for...
Something to LIVE for...
Something to DIE for...
Внизу в ПЫЛИ суетятся в психоделическом танце люди-обезьяны.
Под шёпот подсознания (моя жизнь - пустыня) движется одинокий мужчина.
А голос с небес продолжает вещать:
Кто-то умрёт быстрее, кто-то медленнее, но все умрут.
Это не убийство. Это гармония.
       
 
  Фото: ®Guzmán Rosado
 
Над шестью танцорами возникает светящиеся слова:
GOOD...
IN THE END...
THERE WAS...
И нет окончания фразы. Впрочем, можно подставить название балета.
Мрачного, беспросветного, мощного.
   
Можно представить, что ожидает нас в грядущем Grand Finale. И в то же время нельзя. При единстве стиля, языка - разные результаты.
В новом балете мы попадаем в миры снов хореографа, воссозданные из небытия художником Томом Скоттом.
Свет и цвет, глубина мысли и насмешка, бумажные дома, плывущие по сцене вместе с танцорами.
Девять танцоров из восьми стран и шесть музыкантов, исполняющих на сцене музыку, сочиненную, как и в предыдущих постановках, самим Хофешом Шехтером.
Не только тьма и мрак, но и красота, усмешка и грусть, свобода анархии и неожиданная нежность.
Неизбежное, характерное для хореографа многообразие стилей, музыки, движения, цвета, света.
               
 
  Фото: ®Rahi Rezvani
                     
«Мы экспериментируем со звуком, световыми и хореографическими решениями, чтобы
выкристаллизовать специфическую энергию», - говорит Шехтер.
Что ещё добавить в предвкушении?
С июня 2017-го года, когда премьера Grand Finale прошла в Театре де ля Вилль в Париже, балет успел побывать на многих фестивалях мира и в балетных залах и был представлен в номинации «Лучшая современная хореография» Премии Лоренса Оливье в 2018 году.
                     
Пришло время Тель-Авива.
И как всегда в случае Хофеша Шехтера пропускать нельзя, дамы и господа.
Tags: grand finale, Тель-Авив, Хофеш Шехтер, балет, театр
Subscribe

Posts from This Journal “балет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments