Дамы и господа!
Второй день в Вене. Или первое утро.
Музей истории искусств. Два гения. Настолько разных, что в рассказе приходится выбирать. Пусть будет Караваджо, а о Бернини в другой раз.
Чем хороша их выставка в 9 утра?
Тем, что экскурсии и более поздние посетители дышат тебе в затылок, а не ты им.
Чем выставка не так хороша, как ожидали? Работ и Караваджо, и Бернини намного меньше, чем хотелось бы.
Чем она незабываема? На фоне остальных именитых художников, соратников, последователей картины Караваджо светятся особым сиянием, доступным только мазкам Гения. И да простят меня любители Пуссена, чьи работы рядом с картинами Мастера выглядели, как выцветшие конфетные обертки.
На вопрос "Почему?" ответ простой. Свет и его источник. Он особенно осязаем в поздних картинах, где светоносной, чаще всего, является "божественная субстанция". Будь то освещающая всех Мадонна, излучающий агнец, страница святой книги или свет, исходящий из левого верхнего угла на Христа в терновом венце и его палачей. Рядом с ними не смотрится даже прославленный мальчик, укушенный ящерицей.
Выходишь из залов выставки и, как обычно, попадаешь в сувенирный киоск с факсимильными копиями работ.
Исчезает свет, остается лишь цвет.