Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Grand Finale Хофеша Шехтера. Postmortem.

Дамы и гопода!
В современном балете, чаще всего, синопсиса не существует.
Хореограф хитро (или мрачно) посмеиваясь творит свои миры, а зрителю достается разгадывать загадки. И тут уж каждый прав. Что увидел, то и есть на самом деле.
Что же мы (я) увидели в "Гранд Финале" одного из лучших хореографов современного балета Хофеша Щехтера?
Фотографировать запретили, поэтому просто расскажу вам свою сказочку. Страшную, предупреждаю.
Но не страшнее этого потрясающего во всех смыслах балета.
                       

     
Сначала увертюра. То есть то, чего нет на самом деле.
Представьте себе тоннель. Не тот, через который убийцы из Газы пытаются добраться до наших детей.
А самый настоящий, классически страшный, со светом в конце.
Интересно же, что там? Хофеш Шехтер приглащает нас в миры Постмортема.
               
Зал Оперы наполнен сладковатым туманом. Щурясь, рассаживаемся мы на свои места. Что же напоминает этот запах? Что?
Тьма, пульсирующая в висках ритмичная громкая музыка, похожая на стон, бесконечно растянутый во времени. Синие прожектора.
Хаос типичных для Шехтера движений. И высочайший профессионализм танцоров, без которого - пустота.
Бьющий в виски ритм постепенно перестает раздражать и начинает вводить в транс. Мы уже там, в полутьме сцены, с вышедшими из тоннеля.
             
И вырастают стены, перегораживая путь новоприбывшим.
И начинается их совместный танец в первом мире Постмортема.
И цвет его - голубой.
             
В подслеповатом туманном мареве ритм ускоряется.
Дуэты мертвецов с душами? А может быть это и не души вовсе, а ангелы-хранители или провожатые по мирам Постмортема.
Конвульсии тех, кто еще не забыл, что такое жизнь. Но и "это пройдёт".
В углу сцены - Оркестрик. И он мне что-то напоминает. Что?
       
Свет становится оранжевым.
Начинается второй танец стен, кружащихся вокруг тел. Нет ни рая, ни ада. Только череда сменяющихся миров Постмортема.
И запах у тумана не серный. Сладковатый привкус ладана.
             
Третий танец стен.
В желтовато-болотном свете среди рассеявшегося тумана тускло светятся танцоры. Все они в повседневной одежде. Кого в чём застало...
Восковая бледность искажённых гримасой лиц.
Окоченелость тел.
Окоченелость музыки.
Оркестрик всё доминантней, всё полновластней.
     
Вспомнил!!!
Так встречали грядущих мертвецов на пороге Освенцима. Под звуки скрипочек они продолжали нелепо верить, что жизнь ещё впереди.
Четвёртый танец стен. Сонный концерт для уснувших тел на немой сцене.
Оркестрик мерцает в темноте.
И вдруг! Красота возникшей музыки без "бумов" и стонов сотворила чудо.
Мертвецы прибыли на свой бал.
Начинается дивный бесконечный эфемерный дождь-снег из переливающихся всеми цветами радуги мыльных пузырей.
Занавес падает. Антракт.
               
 
                     
Антракт ли? Мы ведь уже полноправные участники действа. И Хофеш Шехтер продолжает свои игры с нами.
Мы ещё здесь, по эту сторону занавеса, но оркестрик на авансцене наяривает для нас залихватскую музычку, от которой ноги сами пускаются в пляс. И зал не разбегается по буфетам, а радостно слушает, улыбаясь и подпевая.
Но не всё так просто.
Memento mori.
Неподалёку от оркестрика мертвец с небольшим плакатом, на котором начертано одно слово: "Карма."
От судьбы не уйдёшь.
                       
 
                         
Взрыв, заставивший вздрогнуть привычно настороженных израильтян. Занавес взлетает.
Второе действие.
Оркестрик заливается в диапазоне от цыганщины до еврейской музыки.
Вальс следует за вальсом. Неизбежным воспоминанием приходит "Dance Me to the End of Love" Леонарда Коэна.
Освенцимские нотки сквозят в самых залихватских переливах.
           
Все яркие, радостные, праздничные в свете цирковых софитов. Вот только оркестрик на заднем плане высвечен красным.
Но и этот долгожданный праздник окончен. Гаснет свет. Вырастают новые стены.
Растерянные тела выстраиваются в ряд и под пульсирующие звуки мерцающего оркестрика уходят в жёлтую пустоту.
Новый свет в конце очередного тоннеля, дамы и господа?
       
Tags: grand finale, photo, Тель-Авив, Хофеш Шехтер, балет, театр, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments