Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Мариза как явление природы

Дамы и господа!
6 лет прошло. Не забыл, потому что невозможно.
Среди разнообразных дней нашей жизни, грустных и весёлых, попадаются счастливые. Их мы вспоминаем с радостной улыбкой и подмигиваем соучастникам. Но и среди счастливых  дней встречаются особенные. Яркими неповторимыми узорами впечатываются они в мозаику нашей памяти. Так среди высоких волн вдруг приходит Девятый Вал, заставляя забыть обо всём. И дыхание останавливается на бесконечное мгновение счастья.
В нашу страну с единственным концертом пожаловала королева фаду Мари́за. Моя жена, проезжая по городу, заметила одинокую афишу. И, благодаря ей,  мы с друзьями попали в нужное время в правильное место. Дуби Ленц, художественный руководитель фестиваля джаза на Красном море, задумчиво улыбаясь, сказал, что пытался организовать такой концерт 10 лет. А я мечтал об этом с того момента, когда впервые услышал диск с её песнями. Друзья пытались попасть на её концерты в Португалии и других странах, но она была неуловима. И вот момент настал.

 
   
---
В википедии сказано:
 
Мари́за (Mariza, полное имя — Мари́за Ре́йш Ну́неш, порт. Marisa Reis Nunes) — всемирно известная португальская певица, исполнительница фаду. Самая успешная исполнительница в этом жанре после легендарной Амалии Родригиш, «сенсация в мире музыки», по словам английской The Independent.
 


Не буду слишком вдаваться в историю. Амалия Родригиш на самом деле была "легендой" португальской музыки. Говорят, что она сотворила  с фаду то, что, в своё время, Астор Пьяццолла с танго. Благодаря ей этот жанр обрёл всемирную известность. Был создан канон традиционного фаду - порядка 300 песен, из которых певцы выбирали что-то для своего репертуара. Аналог - The Book (Книга джазовых стандартов), канонический источник мелодий для джазовых импровизаций. Современный фаду базируется на классическом, но позволяет себе большую свободу.
 
Но лично для меня фаду стало ФАДУ с момента знакомства с Маризой.
Родилась 16 декабря 1973 года в Мапуту (Мозамбик) от матери африканки и отца португальца. В трёхлетнем возрасте переехала с семьёй в Лиссабон. Она вспоминает родительскую таверну Zalala в мавританском районе на окраине Лиссабона , где по выходным устраивались вечера фаду
    .
- Я не помню свою первую игрушку, первую куклу, но помню первый спетый мной фаду в пятилетнем возрасте.



Ещё фрагмент из википедии:

Фа́ду (порт. fado от лат. fatum — судьба) — особый стиль традиционной португальской музыки, эмоциональной доминантой которого является сложное сочетание чувств одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления, называемое по-португальски «саудади» (порт. saudade). По жанру представляет собой разновидность сольной лирической песни (мужской или женской) под аккомпанемент португальской гитары.
     

Возможно, это музыка для таверны, как утверждает сама певица,  но обаяние и харизма Маризы делают уютными и соразмерными жанру многотысячные залы. В чём нам и представился случай убедиться.
Вначале появились три гитариста. Португальская гитара по форме напоминает человеческое сердце, а по звучанию человеческий голос, плач, грустный рассказ. Именно поэтому для меня фаду ближе всего к блюзу. Аккустические соло и бас гитары и ударник заполнили музыкальное пространство сцены, оставив место человеческому голосу. И вот - сама Мариза.


Худая, высокая, стройная, гибкая, обаятельная, страстная, игривая, пластичная, с сияющей улубкой и невероятной мощи голосом. Светлая кожа, огромные глаза, белые короткие волосы. Чёрное платье с серебристым и ажурным верхом делало её ещё стройнее и выше. Невозможно было оторвать взгляд.
Как она пела, двигалась, кружила по сцене, вспархивала как экзотическая бабочка, танцевала. Живое исполнение, без малейшего намёка на позорную лживую "фанеру" некоторых российских звёзд. Весь зал  с первых мгновений концерта растворился в страстном потоке её пения.
               
В своих песенках она пересказывала истории чьих-то жизней, весёлые и грустные, полные любви, нежности, встреч и расставаний. Все эти рассказы были и её собственными, потому что только так можно добиться той абсолютной достоверности, пленяющей самых требовательных слушателей.
 


Три последних года Мариза не выступала, она вышла замуж и у неё родился сын. В любви к нему она признаётся непрерывно. И эта страсть к семье, ребёнку, дому вплетена во все её песни.
Ненадолго она оставила музыкантов на сцене. Три гитариста своим изысканным профессионализмом доставили наслаждение не меньшее, чем заслушанный когда-то до глубоких морщин в виниле легендарный диск Friday Night in San Francisco с Эл Ди Меола, Пако Де Лусия и Джоном Маклафлиным.



А после Мариза вернулась, и концерт понёсся далее, унося нас к звёздам.
В какой то момент она отложила микрофон, музыканты отключили гитары. Аккустически-голосовое исполнение. И где? Не в зале со специальной аккустикой или в оперном театре. В открытом всем ветрам пространстве амфитеатра под звёздными небесами. Её голос был прекрасен и без усилителей. А в конце Мариза запела во всю свою мощь. Думаю, её можно было услышать за много километров от сцены.

Она резвилась, играла с нами, заставляя петь на португальском, исполнила песни дуэтом с каждым из музыкантов, включая чуткий аккомпанемент ударника. Смеялась, рассказывала трогательные истории из жизни, шутила, искрилась, была прекрасна.



Концерт подошёл к финалу, но её не хотели отпускать. Слушатели ревели что-то невразумительное, выпуская зашкаливающую энергию, и апплодировали стоя. И тогда Мариза спустилась в зал. Она возвышалась над толпой. Рост 184 сантиметра плюс каблуки. Я стоял рядом, глядя на неё снизу вверх в полном восхищении. Своими огромными глазищами, всей внешностью не от мира сего Мариза напоминала инопланетянку.
Ещё один бис. И ещё.
 
Она была прекрасна, неукротима, непредсказуема и божественна, как сама природа.

Смешная история под конец. Во время последней песни я стоял, прижатый к сцене, в плотном окружении. Певица начала пожимать протянутые руки. Внезапно услышал истошный крик, и нечто маленькое, потное, лысое упругим метеором пробив околосценную толпу втиснулось в милиметровую щель между мной и дамой слева. Хриплый прерывистый вопль оглушил окрестности.
- Я не могу... Я должен.... Обязан... Позвольте... Руку...
Мариза пожала протянутую потную длань толстячка и продолжила свой путь вдоль сцены.

 

И тут произошло ещё одно чудо этого волшебного вечера.
Толстячок развернулся на 180 градусов, увеличившись при этом от гордости в длину и ширину раза в полтора, поднял вверх осчастливленную руку, глядя на неё глазами, полными слёз, и резко протянул ладонь в сторону "нерукопожатой" толпы. И похожие на него, как две капли воды, собратья стали почтительно её пожимать, а некоторые даже целовать свои ладони после этого.
Вот она - настоящая слава!

     
Мы шли на этот концерт в предвкушении чуда. Соблазнили друзей к нам присоединиться. Я давал им послушать лучшие клипы из Youtube. И всё равно полученное удовольствие оказалось куда выше и значительней, чем самые смелые ожидания. Возьмите ощущения от прекрасных клипов, умножьте их на 10 и вы лишь приблизительно сможете представить то, что было нам даровано тем вечером.


Мне довелось побывать на многих прекрасных концертах. Лишь малая часть из них незабываема. А если говорить о певицах, то для перечисления хватало четырёх пальцев одной руки. Великая Эйби Линкольн, покинувшая наш мир, Ди Ди Бриджуотер и Дайана Ривз, непревзойдённые наследницы джазовых традиций, и известная не очень многим, но любимая мной безоговорочно Петра Магони из "Musica Nuda". Концерт Маризы не оставил сомнений.
     
Дамы и господа. Пятый палец загнут.
Tags: mariza, photo, Мариза, музыка, праздник, фотографии
Subscribe

  • Ещё один ДР.

    Кораблик дрейфовал по внутренним орбитам От сердца через мозг и далее везде, На палубе вовсю кружилась Рио-Рита И патефон сбоил на битой…

  • Нам 39. Фотография на память.

    В дому в саду застыл ковчег, В лодчонке мы с тобой. Мгновенье, час, и год, и век Молчим наперебой. В каютах наш домашний театр, А то, что…

  • С днём фотографа!

    среди миров и отражений искать единственное ТО но в результате снова некто в пальто

  • коРОнаМАНС

    Не искушай меня без маски, Как некогда в былые дни. Без маски проще строить глазки, Но быть загадочной - ни-ни Не искушай меня без маски,…

  • Эксгибиционисты нашего сада.

    "Эти глаза напротив..."

  • Эксгибиционисты нашего сада.

    "Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей... "

  • Кнессет 23-го разлива.

    Пою тебя, Би-Би творенье, Твой тучный располневший вид, Мужицкое столпотворенье, Румяна девичьих ланит, Многообразье кабинетов, чиновный…

  • Эксгибиционисты нашего сада.

    "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"

  • Новогодний порошок.

    под сенью крысы новогодней средь суеты и лепоты мы все мечтатели но всё же коты С Новым годом, дамы и господа!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments