Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Шен Вей - путешествие в мир снов и мечтаний

Дамы и господа.
Некоторое время назад я уже писал о Terra Incognita под названием китайский балет.
Но группа «Танцевальное искусство Шен Вея» (Shen Wei Dance Arts), в третий раз приезжающая на гастроли в нашу страну, особое явление в разнообразном балетном мире.
В этот вечер нам посчастливилось увидеть два одноактных балета в постановке Шен Вея.
"Весна священная"  Стравинского и "Folding" на музыку "Last Song of the Sleeping Virgin"  для струнного квартета и колокольчиков Джона Тавенера вкупе с буддийскими песнопениями. На сей раз получил разрешение фотографировать.

                   
В начале несколько слов о Мастере телеграфным стилем.
Шен Вей. Хореограф, режиссёр, танцор, художник и дизайнер. Экстраординарная личность.
Мировую известность обрёл, благодаря ярким спектаклям, сочетающим элементы разных культур. Постановщик невообразимой церемонии открытия Олимпийских игр 2008-го года в Пекине.
Обладатель множества премий и наград, таких как грант Мак-Артура («Грант гения», 2007), грант Фонда американских артистов, стипендия Фонда Джона Саймона Гуггенхайма, премия «Звезда балета 2000», присужденная крупнейшим европейским хореографическим журналом Ballet2000, австралийская премия Хелпманна, премия Нижинского в категории «Начинающий хореограф», премия им. Элгара Медоуза и грант в области хореографии от нью-йоркского театра Сити-Центр (2012).

         

Родился в китайской провинции Хунань. Уже в раннем возрасте прошел суровую школу традиционной пекинской оперы. С 1984-го по 1989-й год выступал в составе Оперы Сианя, а в 1991-ом году, в возрасте 23-х лет основал Труппу современного танца провинции Гуаньдун – первую в своем роде в Китае. В 1995-ом году, получив грант, переехал в Нью-Йорк, где продолжил обучение в студии Nikolais/Louis Dance Lab. С основанной в июле 2000-го года группой Shen Wei Dance Arts (SWDA) начал успешно гастролировать по миру и участвовать в различных проектах, таких как Американский фестиваль танца, два совместных проекта с Нидерландским музыкальным театром и с фестивалем в Линкольн-центре, два проекта с Центром исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, сотрудничество с Метрополитен-музеем, арт-пространством «Оружейный склад» на Парк-Авеню, фестивалем New Vision в Гонконге и Эдинбургским международным фестивалем. Послужной список можно продолжить. Постановки для Большого Канадского балета Монреаля и Балета Монте-Карло, балетные номера для оперы Россини «Моисей и фараон» в постановке Римской оперы под управлением Риккардо Мути. Среди последних работ – новая постановка, созданная для Нидерландского национального балета в Амстердаме.
Помимо этого Шен Вей прославился как мастер перформансов и уникальных инсталляций в Метрополитен-музее, Музее искусств Северной Каролины, итальянской галерее Коллекции Марамотти, галерее Mana Contemporary (Нью-Джерси), центре искусств Йерба-Буэна (Калифорния).
А теперь о главном. Пересказать происходившее на сцене невозможно. Поэтому - образы и ощущения.
Первое отделение.
Тишина абсолютная. Мир безмолвного чёрно-белого кинематографа. Шахматная доска сцены заполнена недвижными фигурами. Рука мастера запускает неспешную игру. Пешки пробуждаются ото сна и начинают своё затейливое движение по клетчатой поверхности сцены.

           
                 
Фото предоставлено организаторами проекта

Стравинский. "Весна священная."
Первая Дягилевская постановка 1913-го года. Тогда на сцене театра Елисейских Полей в Париже балет вызвал дикий скандал и был освистан негодующими зрителями. Понятие "сумбура вместо музыки" возникло задолго до товарища Жданова. 100 лет прошло с тех пор. Обернувшийся музыкой сон композитора о девушке, погибающей при попытке пробудить весну, обрёл несчётное число лиц. Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Саша Вальтц, Пина Бауш, Морис Бежар, Анжелен Прельжокаж, Мари Вигман, Марта Грехэм... Кто из великих не обращался к этой теме неразрешимого конфликта между жизнью и смертью, молодостью и старостью, страстью и безразличием, движением и неподвижностью. Не пытался распутать клубок музыкальных линий Стравинского на свой особый манер?
Шен Вей рассказывает, что впервые услышал эту музыку в 1989-ом году и пришёл в восторг. Следующие 12 лет бесконечно возвращался к "Весне...", а в начале 2001-го года вместе с танцорами ансамбля рискнул нырнуть. Главной задачей стало уловить и зафиксировать связь между комплексом балетных движений и технически сложным, преисполненным страсти музыкальным рядом Стравинского.


 

Но вернёмся к балету. Маэстро сделал первый ход. Тишина. Фигуры-тени, плывущие и не замечающие друг друга.
Внезапно возникает музыка. Замечательный т
урецкий пианист Фазиль Сай рассыпал "Весну..." на мелкие крупицы составляющих её нот. Двух рук ему было мало, и он создал версию для четырёх. Звуки множатся. Ручейками, потоками, крупицами, песчинками падают на сцену, застывают, возносятся в световых лучах, создавая то самое пространство, что искал Шен Вей для постановки. Корпускулы музыки, сталкиваясь с фигурами на сцене, пробуждают управляемое броуновское движение молекул танцующих тел.




Мне кажется, режиссёр применил метод,  давно испытанный в живописи сюрреалистов. В частности, в ранних работах Пикассо и Брака. Тема разлагается на элементы. Каждый из них обыгрывается в отдельности, рассматривается со всех сторон, но при этом цельность балета не нарушается. В его вселенной существуют отдельные элементы-танцоры. Невероятно одинокие, отыгрывают они свои партии, друг с другом не пересекаясь. Даже абсолютная синхронность некоторых фрагментов одиночества не отменяет. И вместе с тем, этот удивительный организм функционален. органичен и прекрасен.

Результат - поэтический, дерзкий, красивый и странный танец, не вписывающийся в привычные категории.

 

Второе отделение.
Folding (Складывание).
Одноактный балет на музыку, сочетающую традиционные тибетские буддийские песнопения с духовными мелодиями современного британского композитора Джона Тавенера, известного своим пристрастием к сакральности и мистике.
В 2000-ом году Шен Вей впервые после переезда из Китая в Нью-Йорк получил приглашение поставить балет для Ансамбля Современного Танца Гуандуна (Guangdong Modern Dance Company).
Он вспоминает, что в то время очень привязался к простым действиям складывания: бумаги, ткани, тел... Так и возник этот удивительный балет.
На фоне гигантского (9х16 метров) вручную расписанного задника, погружающего нас в сюрреалистическую атмосферу китайского живописца и каллиграфа восемнадцатого века Чжу Да, более известного под псевдонимом Бада Шаньжэнь (человек с горы Бада) висит неподвижный маятник.




Звучит музыка-молитва, музыка-гимн, музыка-судьба. Иероглифы и рыбы, нанесённые чёрной и красной тушью на огромный лист рисовой бумаги, обретают дополнительное измерение в телах красно-белых одиночек и чёрно-белых неразделимых пар, буквально проплывающих перед нашими глазами на сцене.

 


Не зря Шен Вей много лет изучал каллиграфию. Невидимой кистью неосязаемой тушью движения тел создаёт он прекрасный танец, воздушный и медитативный, складывая из пластики действо, перехватывающее дыхание.



Но, как и знаменитое чеховское ружьё, маятник не безгрешен. Приходит время и ему начать движение. Обратный отсчёт.
10, 9...
Неумолимое время пошло даже в этом безмятежном пространстве...
8, 7...
Этот мир живёт с другой скорстью и по иным законам, нам не понятным.
Но и в нём существует начало и конец...


6, 5...
Амплитуда маятника возрастает...
4, 3...
Колыхание и волнение красно-бело-чёрного моря...

 

2, 1...
Танец-молитва. Воздетые вверх руки. Разговор с высшей силой, неторопливый и ПРИВЫЧНЫЙ!

 

0!
Ощущение, возникшее не только у меня: "Ещё немного, хоть на минутку продлите этот невероятный завораживающий танец." Но маятник неумолим, и всему своё время. В сгущающейся тьме по невидимой глазу лестнице поднимаются странные загадочные существа туда, где наверняка ждёт их невидимый собеседник, безмолвным разговорам с которым и был посвящён спектакль.
Овации. И радость ещё раз увидеть танцоров, выплывающих на поклоны под фантастическую эту музыку.
"Путешествие в душу, в мир снов и мечтаний, символов и знаков, вспышек и теней", по словам самого Шена Вея.

 

Дамы и господа.
Те, кто рядом и не желают упустить прекрасные мгновения. Ещё не всё потеряно.

Осталось целых три возможности:
Shen Wei Dance Arts. "Весна священная". "Folding".
Тель-Авивский Центр сценических искусств.
26 сентября, четверг, 21.00
27 сентября, пятница, 14.00
28 сентября, суббота, 21.00
Начинаю обратный отсчёт:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4...
Tags: folding, shen wei dance arts, Весна священная, Шен Вей, балет
Subscribe

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…