Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Завораживающее "Благовещение" Сандро Боттичелли.

Дамы и господа.
К 65-ти летию Израиль получил прекрасный подарок. Из флорентийской галереи Уффици на 4-х месячную выставку (с 17-го сентября 2013-го по 10-е января 2014-го года) прибыл редчайший шедевр - фреска Сандро Боттичелли "Благовещение".
Немало трудностей пришлось преодолеть "путешественнице". Несколько лет переговоров с руководством галереи, озабоченность Итальянского правительства, тревожная и взрывоопасная обстановка в Сирии. Всё понятно, не в самом идиллическом месте живём.
Но в итоге картина заняла своё место в отдельном зале Музея Израиля в Иерусалиме. И это первая картина Ботичелли в нашей стране. А в планах на ближайшие два года - показ ещё четырёх шедевров итальянского барокко и возрождения.


Буквально несколько важных слов о художнике. Алессандро ди Мариано Филипепи, позднее взявший имя Боттичелли (винный бочонок), родился во Флоренции в 1445-ом году. Получил прекрасное образование. Учился живописи в мастерских Филиппо Липпи и Андреа Вероккио (вместе с юным Леонардо).
Его картина "Поклонение волхвов" понравилась Лоренцо Великолепному, и Боттичелли был приближен к славному семейству Медичи и стал придворным художником. В его картинах и фресках тех лет чувственность сочеталась с изысканностью, тонкость и прозрачность с телесностью. Работы излучали радостный свет.
Но в конце 90-х годов 15-го века власть над умами флорентийцев захватил доминиканский священник Джироламо Савонарола. Власть гуманистов и эпикурейцев Медичи закончилась. Страстные экстатические речи Савонаролы, призывающие к обновлению церкви и аскетизму, подействовали на толпу. Беснующиеся последователи монаха жгли книги, картины, бесценные ювелирные украшения, разрушали скульптуры. Увы, не стал исключением и Сандро Боттичелли. Он даже лично сжёг несколько своих ранних работ. Его живописный стиль помертвел, угас тот самый невероятный свет. До самой смерти художник так и не оправился от дьявольского воздействия Савонаролы.

             

     
Но пришло время вернуться к фреске. Она была написана во Флоренции в 1481-ом году на стене лоджии госпиталя Сан Мартино делла Скала. В то время в городе завершилась страшная эпидемия чумы, унесшая множество жизней, и, скорее всего, работа была заказана Боттичелли в знак победы над болезнью.
 Один из плодотворнейших периодов в творчестве мастера. “Весна” (около 1477–1478) уже написана, скоро будет создано “Рождение Венеры” (около 1482–1483). Мелкие бытовые и сказочные детали сочетаются с гимном женской красоте.
А дальнейшая история "Благовещения" безжалостна. В связи ремонтом больницы в 17 веке фреске был нанесен значительный ущерб. Только в 1920-ом году она была передана в галерею Уффици и там отреставрирована. Так ужасно она выглядела до восстановления.

   

     
Сюжет - один из самых востребованных в мировой живописи. Первый вариант, датируемый серединой третьего века, был найден в римских катакомбах. Изображения архангела Гавриила, сообщающего Марии о том, что она станет матерью Христа, во множестве вариантов встречается в византийских и древнерусских храмах, в средневековой живописи. Картины Леонардо, Донателло, Рогира ван дер Вейдена, Фра Анжелико, самого Боттичелли, неоднократно возвращавшегося к сюжету, украшают экспозиции лучших музеев мира. Но мне хочется отметить особенность именно этой фрески.
В основе сюжета картины - отрывок из Евангелия от Луки 1:36-38
     
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел."
     
Обратите внимание - Гавриил и Мария разговаривают. Подчёркнут некий момент вербального общения. Так или иначе это можно увидеть в большинстве живописных работ.
А теперь вернёмся на выставку.
Пространство гигантской фрески (243см на 550см) разбито на две части колоннами.
Справа внутреннее помещение - спальня Марии.

 

Она находится в состоянии глубокого гипнотического транса. Архангела не видит. Лицо абсолютно неподвижно.

 
В левой открытой части фрески Гавриил. Судя по развевающимся волосам, он только появился. Архангел уже не летит, но и не стоит, а замер в наклонной позе, удержать равновесие в которой невозможно. В левой руке - традиционная для Флоренции белая лилия - символ чистоты и непорочности.

 

Его руки сложены на груди, а глаза направлены на Марию, но её не видят. Каталептическое состояние объяснимо. Его задача выполнена. Он всего лишь ретранслятор. А к Марие непосредственно обращается Бог.

 

Мы видим лучи света, проникающие в окошко за спиной архангела, пронизывающие его насквозь и достигающие адресата. Боттичелли написал лучи яркой золотой краской. Увидеть это сегодня мы можем, приглядевшись к началу источника у окна и в некоторых местах по пути их следования.


       
Ещё раз обращаю ваше внимание. Явный разговор между архангелом и Марией отсутствует. Всё происходит на другом уровне восприятия.
Дополнительные детали. На кровати в спальне Марии ярко выделена одна подушка. Возможно это - важная для художника деталь, подчёркивающая непорочность Марии.

   
tzy_kun обратил наше внимание на то, как выстроена перспектива изображения. Все линии сходятся на голове ангела и продолжаются далее, упираясь в холм на заднем плане. Художник хотел сконцентрировать зрителей на Гаврииле и столь важной для религиозного сознания горе Тавор (Фавор). Этой же цели способствует отмеченная ранее неустойчивая поза ангела. Так Боттичелли направил наш взгляд.

Кроме того, tzy_kun заметил, что деревья на заднем плане изображены в стиле, отличном от принятого в таких работах в 15-ом веке. Скорее, так их написал бы наш современник в быстром цветовом наброске.
Что это? Результат поздней переделки или гениальное прозрение художника, на сотни лет опередившего своё время?

 
Дамы и господа.
Прошу не судить слишком строго. Я не искусствовед. Просто решил поделиться мыслями, ощущениями, догадками. Любые дополнения и поправки будут приняты с благодарностью.
А весь этот анализ - всего лишь попытка объясниться. Мы провели перед этим пережившим многое на своём долгом веку разрушенным и возрождённым чудом больше часа. Перед загадкой высокого искусства, что никогда не будет разгадана.
Да и не должна!
Tags: Благовещение, Иерусалим, Музея Израиля, Сандро Боттичелли, о прекрасном, фотографии
Subscribe

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Иерусалимский "Джаз-Глобус" 2020. Вспоминаем Чарли Паркера.

    Дамы и господа! Расхожий трюизм "Молчание - золото" в наши притихшие времена начинает по меньшей мере раздражать. И вспоминать историю…