Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Джаз Балет из Монреаля - три истории любви

Louis Robitaille: Do You Like Tel-Aviv?
Dancers:                                       Yes!
Дамы и господа.
Именно с этого подслушанного за кулисами диалога и началось моё знакомство с BJM (Les Ballets Jazz de Montreal) - Монреальским Театром Джазового Балета. Театр, основанный в 1972-ом году с самого начала вобрал в себя элементы джаза и самые разнообразные стили современного и классического балета.
Танцоры разминались на сцене, готовясь к представлению. В полной тишине за закрытым занавесом. У каждого своя музыка движения, струящаяся из маленьких наушников. Сюрреалистическую тишину прервал художественный руководитель театра Луи Робитай, сам в прошлом прекрасный танцор, блондин, обладатель харизматической внешности и прекрасной фигуры,  один из "танцующих любимчиков» Квебека 1980-х годов. Это он формирует нынешний характер театра, добавляя к строгой классике и неуловимом джазу элементы театра, цирка , живописи и мюзикла и приглашая известных международных хореографов.
Робитай вышел на сцену, с любовью оглядел танцоров и задал вопрос, вынесенный в эпиграф. И получил от "своих детей" в ответ признание в любви к Тель-Авиву. Зачем? Почему? Наверное это случается и в других многочисленных странах и городах мира, где гастролирует балет. Этот вопрос-ответ как некий камертон, ключик, инструмент, оживляющий и согревающий. И я почуствовал мгновенную перемену настроения танцоров. Они заулыбались.  Начинался спектакль.

   
---
Не буду останавливаться ни на богатой призами и событиями истории театра, ни на обширнейшей гастрольной географии. А сразу перейду к главному. Самому представлению.
 
На первое изысканному вкусу зрителей был представлен балет французского хореографа Бенжамена Мильпье "Closer" ("Ближе"). На Нью-Йоркской премьере 2006-го года танцевала волшебная и чарующая Celine Cassone. Она же вышла на Тель-Авивскую сцену в дуэте с партнёром по BJM Alexander Hille.



Невероятно чувственный спектакль. Я бы даже сказал - преисполненный эротизма. Магнетизм двух тел, неодолимо тянущихся друг к другу и не могущих оторваться, насытиться близостью. Включены все чувства. Изучение, исследование, касания, взгляды, нежность, страсть, единение. Всё ближе, и ближе, и ближе... "Closer". Гармония музыки и движения.

 
Пятнадцать минут головокружительной любви под фортепианный шедевр MAD RUSH американского композитора-минималиста Филипа Гласса.

 

Несколько слов о хореографе. Бенжамен Мильпье родился в Бордо в 1977-ом году в балетной семье. Уже в восемь учится танцу у своей матери, а в 1992-ом пятнадцатилетний подросток начал балетную карьеру со сцены Нью Йорка. Танцевал в постановках блестящих мастеров (от Джорджа Баланчина до Мерса Каннингема). В 2001-ом году дебютировал с первой собственной постановкой в Лионе. С 2006-го - тесное сотрудничество и дружба с Михаилом Барышниковым. Череда успешных хореографических постановок на многих сценах мира. В 2010-ом получил звание кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры. А в 2011-ом объявил о завершении своей карьеры танцовщика, и в 2013-ом был выбран новым директором Ballet de l'Opéra national de Paris, начиная с сезона 2014-ого года.
Переломным в личной жизни Мильпье стал 2010-й год. Он был приглашён кинорежиссёром Дарреном Аронофски в качестве хорографа и исполнителя роли принца в оскароносный триллер "Чёрный лебедь". Там он познакомился с  Натали Портман. "Closer". Знакомство переросло в помолвку ("Closer"), а помолвка - в счастливый брак. В июне 2011-го года у них родился первенец, получивший имя Алеф (первая буква ивритского алфавита).
Дамы и господа. В иврите ещё много букв. Ждём продолжения...
----------------

Второй балет - "Night Box" Вэн Вей Ванга. Хореограф родился, вырос и получил балетное образование в Китае, а в 1991-ом году перебрался в Канаду. Обладатель многих престижных международных наград, осуществляет постановки в разных странах. С 2003-го года руководит балетной труппой Wen Wei Dance. В представленном балете он приглашает нас в путешествие по тёмным улицам огромного города в окружении звуков, ритмов, прерывистой музыки и вспышек света.
Дуэты, трио, соло, весь асамбль ведут нас за собой по асфальтовым тропам и закоулкам к красным огням ночных клубов.
   
 
 
Под силуэтами небоскрёбов на заднем плане - странный и невнятный шёпот, электронное клокотание, тяжёлое прерывистое дыхание ветра мегаполиса, жёсткий энергичный язык молодых тел.

     

Это уже совсем другая  история, иной эротизм на грани агрессии. Но сквозь хриплые потусторонние голоса и бум-бумы в финале опять возникает влюблённая пара. Адам с хиповой стрижкой и Ева с красными косичками. Перекличка с "Closer"?
Уже и скрипки отзвучали. Но нежный танец продолжается в полной тишине.
Perpetuum Mobile Любви!
----------------

После антракта - третий заключительный и самый, пожалуй, увлекательный балет вечера. "Harry" Барака Маршаля.

 

Жизнь этого американо-израильского хореографа полна неожиданностей и крутых поворотов.
Сын известной израильской танцовщицы Маргалит Овед, родился в Лос-Анджелесе, изучал социологию и философию в Гарвардском университете, певец, выступавший со знаменитым виолончелистом Йо-Йо Ма и The Silk Road Project, преподаватель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и талантливый хореограф-постановщик.

             

Фрагмент о превратности судьбы режиссёра из интервью, взятого у Барака Маршаля Машей Хинич:
— Вы стали танцором и хореографом в 25 лет благодаря печальному случаю в семье. Вы не учились танцу и хореографии профессионально. Как вы себя чувствуете в компании с танцовщиками и хореографами, получившими академическую подготовку – что они могут дать вам, а вы – им?
— Моя мать — Маргалит Овед, известная танцовщица и хореограф. С раннего возраста я путешествовал с ее ансамблем по США и чаще ночевал за сценой, чем дома. При этом родители активно занимались нашим образованием и водили меня и сестру на все концерты, спектакли и шоу. Я был настолько сыт культурной жизнью, что вовсе не собирался этим заниматься, в детстве признавал только футбол и немного музыку. Но в 1994 году мою мать назначили руководителем театра этнического танца «Инбаль» (спасать от финансового и прочих кризисов старейший в стране танцевальный ансамбль «Инбаль», балетный театр йеменского и сефардского танца, основанный легендарной иерусалимкой Сарой Леви-Танай еще в 40-е годы – М.Х.), и я по просьбе отца приехал вместе с ней в Израиль. Через некоторое время после нашего приезда скончалась моя любимая тетушка Лея. После шивы я зашел в студию «Инбаль» и неожиданно для самого себя начал танцевать – так выплеснулись мои эмоции, так родился танцевальный номер «Тетушка Лея», а я, абсолютно неожиданно для самого себя получил первый приз на конкурсе «Оттенки танца» в центре балета «Сузан Далаль», и это стало началом моей карьеры. До этого момента я хотел заняться для заработка — юриспруденцией, а для души – музыкой. После «Тетушки Леи» я поставил в Израиле балетные спектакли «Балкон Шошаны» на Фестивале Израиля и «Свадьба Эммы Гольдман» — о Красной Эмме, знаменитой анархистке первой половины XX века. Еще через 10 лет — «Monger» и «Rooster».
У формального обучения есть преимущества и недостатки. Я никогда не учился и поэтому не знал, что правильно, а что неправильно. И потому эпатировал, рисковал и искал иные пути способы создания балета. Но формальное обучение очень важно. Оно дисциплинирует и готовит тело к огромным физическим нагрузкам. Я не учился этому, и потому сломал ногу и вынужден был прекратить танцевать на 8 лет (в этот период Барак Маршаль преподавал литературу и историю в Калифорнийском университете, пел под виолончель и исследовал индийскую музыку – М.Х.).
Танцоры BJM – супер-профессионалы, их подготовка заставляет хореографов работать очень интенсивно. Единственное, чему мне удалось их научить – это то, что ошибаться не вредно, и что если их танец безупречен, то они теряют свободу выражения. Я всегда советую танцовщикам быть людьми, а не роботами, ошибаться, видеть в ошибках силу, а не слабость.
А вот фрагмент из этого интервью о самом балете:
— Название вашей новой работы – «Harry» – можно перевести и как имя собственное и воспринять как намек на вечную спешку. Судя по просмотренным роликам, эта работа состоит из множества фрагментов, образующих рассказ о современной жизни. Так ли это? Как вы подбирали музыку?
— Внутренние и внешние силы заставляют нас бороться с нашими желаниями, подавляют личность. Большая часть моих балетов рассказывает именно о самоопределении, о праве оставаться личностью. «Harry» — это история о человеке, который сопротивляется судьбе, богам, людям, жестокости и смерти ради того, чтобы быть с женщиной, которую он любит. Но это не трагедия – это история о надежде, рассказанная с большим юмором. Это и есть сюжет, но полностью я его ощущаю только через музыку. Для меня не существует танца без музыки. Чтобы подобрать музыку к Harry", я прослушал около 10 тысяч мелодий, и из них отобрал 20. Музыка – это оболочка моей драмы, под которой я разместил образы, истории, идеи, песни, жесты и движения, ставшие основой этого балета. Музыка невероятно влияет на все, что я делаю.

 

Начнём с музыки. В спектакле Барак сплёл паутину из зажигательных мелодий Горана Бреговича и арий Марии Калас. Сидней Беше соседствует со знаменитой  "Бай мир бисту шейн", Том Дорси и сёстры Андрюс с Balkan Beat Box.
В этой сети и запутался главный герой Гарри, пытаясь пробиться к своей возлюбленной через мыслимые и немыслимые препятствия. За решение неразрешимых задач приходится платить самую высокую цену - жизнь. В ярком музыкальном балете-спектакле-феерии-мюзикле отсутствуют жанровые границы. Актёры не только танцуют. Они разговаривают, общаются с залом, поют, спорят.
А смерть носится по сцене в поисках жертв. Ведь это самое простое и надёжное разрешение спора. Она пляшет под музыку обернувшись красными воздушными шариками.

 

Так просто убить оппонента. Хлоп, и нет человека.
Хлоп-хлоп, и сцена пустеет. Лишь взбаламученный воздух вьётся белыми облачками талька.
Один из диалогов над телом, прикрытым простынёй:
Мужчина:   Он сейчас танцует в лучшем месте.
Женщина: Нет лучших мест.
М.            : Ты не веришь в загробную жизнь?
Ж.            : Я верю в физику.
М.             : Тогда в твоей жизни нет места надежде.

 

Надежда как оправдание смерти. Чудесный способ, дамы и господа.
И, пожалуй, кульминационный момент спектакля, показывающий до какого абсурда могут дойти человеческие взаимоотношения и к какой трагедии привести. На троне из человеческих тел лениво развалилась парочка. Ладони над головами призраками корон. Дебильные и до ужаса узнаваемые голоса инфантильных недомерков.
- Дорогой, мне скучно.
- Что ты хочешь, сладкая?
- Придумай что-нибудь...
- Ну что, что?
- Я сама не знаю. Скучно. А можешь устроить для меня войну?
- Всё, что пожелаешь, любимая.
И начинается война, где гибнут не романтические одиночки, а народы. Кровавая тень балканской бойни витает над сценой.

 

Но жизнь всё равно побеждает, и любовь бессмертна.
Яркий финал, дамы и господа.


 
Tags: les ballets jazz de montreal, Барака Маршаль, Бенжамен Мильпье, Вэн Вей Ванг, Тель-Авив, балет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    В тихом омуте водятся тени того, что не сбылось, За огрызками счастья беспечно гоняет плотва, Обессилевший ржавый моторчик по имени милость…

  • ***

    Поднимаясь наверх, знай, что время пришло переменам, На пригорок и пик, на холмистый кремнистый бугор. Ветер тычется в грудь, пробирается к…

  • ***

    А если будет озеро, то в нём Русалка обязательно, и птица Парит легка, и сад на берегу. А если будет птица, то огнём Расписаны крыла, и чьи-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • ***

    В тихом омуте водятся тени того, что не сбылось, За огрызками счастья беспечно гоняет плотва, Обессилевший ржавый моторчик по имени милость…

  • ***

    Поднимаясь наверх, знай, что время пришло переменам, На пригорок и пик, на холмистый кремнистый бугор. Ветер тычется в грудь, пробирается к…

  • ***

    А если будет озеро, то в нём Русалка обязательно, и птица Парит легка, и сад на берегу. А если будет птица, то огнём Расписаны крыла, и чьи-то…