Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Охад Нахарин. Это и есть "Гага".

Дамы и господа.
"Гранд-даме" израильского современного балета "Бат-Шеве" исполняется 50 лет.
В 1964-ом году под покровительством баронессы Бат-Шевы де Ротшильд был создан танцевальный ансамбль с "предопределённой судьбой" представлять балет Страны. Предначертания далеко не всегда становятся реальностью. Но "Бат-Шева" - счастливое исключение. Ансамбль вошёл в элитную группу мирового современного танца, а его хореограф Охад Нахарин - один из самых знаменитых и востребованных постановщиков.
Когда-то он сам, внук выходцев из России и сын кибуцников,  начинал в "Бат-Шеве". А после - Нью Йорк, танцевальная школа Марты Грехем, Морис Бежар, и, наконец, постановки в моём любимом Нидерландском театре танца, о котором неоднократно писал. Его имя называют в одном ряду с именами Матса Эка, Иржи Килиана, Начо Дуато и Ханса ван Манена, творцов того, что принято называть современным танцем.
Нахарин навсегда вошёл в историю балета и во все балетные энциклопедии, как создатель движения "Гага". Что это такое? Обьяснить так же сложно, как понятие свинга в джазе. Мне кажется, что это движение, как внутренняя потребность, энергетический взрыв, основанный на самопознании и ощущении окружающего пространства. Это полёт души, прорывающейся в движение тела. Это самая гармоничная из свобод, ощущение мира в  "космосе" сцены. Сам Нахарин считает, что танец лечит душевные и телесные проблемы. И образец для него - движения животных. Вот уж где нет фальши. Это невозможно передать самыми "умными" словами, а только увидеть, почувствовать и уже никогда не забыть.
 
Мне посчастливилось побывать на встрече с хореографом и его изумительной молодёжной труппой, услышать и увидеть, то, что ждёт нас впереди. В ближайшие четыре месяца "Бат-Шева" покажет в стенах своего родного центра Сюзан Делаль три знаменитых восстановленных Нахариным балета.

     
--
Огромное пространство зала Варда. Нет привычных зеркал и прочих атрибутов репетиционного балетного помещения.
   
"Средством общения становится не то, "как я выгляжу", а сосредоточенность на развитии движения. Только так рождаются кульминационные выбросы энергии. Танцовщики не видят, как они выглядят, и это связывает их с пространством, с самоощущением, выстраивает их отношения между собой. Мы не смотримся в зеркала, мы не влюблены в себя, в свои образы, в свои отражения - мы испытываем это чувство к движению, ну а уже потом любим друг друга".
Арочные окна во всю стену заливают ярким солнечным светом зрителей с блокнотами и фотоаппаратами и очаровательных молодых ребят и девушек, с животной грацией расположившихся на деревянном полу. Безликий голос  начинает отсчёт и запускает часовой механизм движения.

 

'Mamutot' (Мамонты).
Премьера спектакля состоялась в 2003-ем году. Зрители сидят вдоль стен большого квадрата и наблюдают за девятью танцорами.
Балет напоминает ажурную решётку движений, сквозь которую пробивается свет пауз.
Однажды в Японии Охад зашёл в магазин по продаже дисков, услышал там случайную музыку и понял, что это станет основой для "Mamutot".
Случайность или выплеск небесной энергии? Кто знает?
Это и есть "Гага"?

 

Одна из интимнейших работ Нахарина, давно ставшая классикой и представленная на множестве международных фестивалей. Охад утверждает, что "Мамонты" помогли ему ощутить новые возможности движения. Юмор, изысканность, виртуозность, страсть, сексуальность, импровизация, расслабленность и напряжённость в одном флаконе.
Это и есть "Гага"?

   

В нынешнем составе "Бат-Шевы" сосуществуют две группы танцоров. Профессиональная Труппа из 17-ти человек и молодёжный ансамбль из 14-ти. На встрече Нахарин хвастался перед нами своими учениками, школой-студией, ансамблем.Это настоящий Ансамбль, без всяких скидок на юность. До сих пор не оставляет то чувство свободы,  радостного ощущения полёта тел без намёка на самолюбование.
Это и есть "Гага"?

 

MAX.
Премьера состоялась в 2007-ом году.
В предстоящих спектаклях танцевать будет молодёжный Ансамбль. Те самые талантливые мальчишки и девчонки, выступавшие перед нами. Это редкий случай, когда Нахарин доверил исполнение целого спектакля, а не отдельных фрагментов,  своим любимчикам.
   
Музыку к спектаклю написал очень интересный композитор Maxim Waratt.  Охад называет его музыку понятной, близкой и очень подходящей для своих постановок. Ничего удивительного в этом утверждении не будет, если приподнять занавес и открыть "страшную" тайну. Композитор Максим - alter-ego хореографа Охада. Что это? Раздвоение личности? Мистификация? Дистанцирование?
Или тоже музыкально-космическая разновидность "Гага"?

 

Под электронное щебетание и шелест воздуха 10 танцоров начинают движение-дыхание. Взлёт тел, размах рук и мгновения говорящей неподвижности в рамках виртуозного постановочного рисунка. Нахарин называет это Support, поддержкой.

"Замерший танцор не прекращает танцевать. Часто бывает так, что движение мертво, а неподвижный человек полон жизни. Главное при этом ощущать друг друга и быть частью команды."

Это и есть "Гага"?

 

И, наконец, "Вирус", впервые увидевший свет в 2001-ом году.
Один из самых знаменитых балетов Нахарина, награждённый престижной балетной премией Bessie, поставлен по пьесе «Публичные ругательства» австрийского писателя и драматурга Петера Хандке. Премьера состоялась в 1966-ом году и произвела переворот в австрийской литературе. Провокатор и новатор Хандке выступил против "авторитарных авторитетов" в литературе. А бунтарь и разрушитель стандартов Нахарин преобразовал вербальность его идей в удивительный язык свободного танца, избавленного от конвенциональности прежнего балетного театра. Танца жизни.
16 человек на сцене плетут паутину удивительной красоты и непредсказуемости, а мы, зрители, затаив дыхание и боясь пошелохнуться, следим за этим незабываемым таинством театра.
Это и есть "Гага"?

 

Очень не хотелось расходиться после удивительной этой встречи. Это было не просто интересно. Ощущение счастья относится к другой категории чувств.  Радостный подъём не отпускал. Юные тела летали в наших душах, исцеляя от шлаков, невзгод и грусти.
Вот это и есть "Гага", дамы и господа!

               
Tags: Охад Нахарин, Тель-Авив, ансамбль Бат-Шева, балет, движение "Гага", фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →