Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Эйлатский зимний джазовый 2014 - два лица Луизы Собрал

Дамы и господа.
Последний эйлатский джазовый фестиваль. Португальская певица Луиза Собрал.
Для начала маленькая самоцитата:
 
Луизе 27 лет, родилась в Португалии, в Лиссабоне. Должен сказать, что португальский джаз не очень доминантен на мировой сцене, но весьма своеобразен и интересен. С 16-ти лет Луиза начала выступать со своими песнями, после переехала в Нью-Йорк и продолжила постижение джазовых наук в престижном колледже Беркли.
Обладательница интересного голоса, автор и исполнительница песен на португальском и английском, играет на гитаре и арфе, да просто хороша собой. Соединив и вобрав в исполнительский стиль музыку своих кумиров Эллы Фицджеральд, Бьорк, Чета Бейкера, Битлз, Билли Холидей, Собрал стала украшением конкурсов и фестивалей, завоевав множество наград. В течение четырех лет учёбы в Бостоне она была номинирована в категории «Лучший джазовый артист» и Лучшая джазовая песня» на Hollywood Music Awards (2008) , «International Songwriting Competition»  (2007) и даже «The John Lennon Songwriting Competition» (2008). В 2011-ом вышел дебютный альбом певицы The Cherry On My Cake.
 
Итак, концерт. Перед нами очаровательная молодая женщина в сине-чёрном стильном платье. Ярко красная помада на губах, дерзкий взгляд, красивый голос, чёртики в глазах.

--
А вот следующая картинка. День после концерта. 11:00. Ложащиеся спать в пять после горячей всенощной джема не станут спорить с тем, что это раннее утро. Мастер класс Луизы Собрал. Будничная сцена без спотов и клубов дыма. Фестивальный праздник ещё сладко спит. Сонные зрители лениво заполняют зал. На высоком стуле сидит девушка в простом платье с чёрными сердечками и что-то тихо мурлыкает, подыгрывая на гитаре. Ни яркой помады, ни особой косметики.
Вот только чёртики в глазах всё те же.


Вот так "с чёртиками в глазах" и попутешествуем меж двух миров. От ярких концертных фотографий к неторопливой беседе утра следующего дня.
Просто прогуляемся вместе по размышлениям и откровениям Луизы.
Концерт начинается...

 

- Я думаю о голосе не как певица, а как испонитель, сочиняющий музыку и тексты.
- Баловство со словами на фоне придуманной мелодии рождает текст песни. А языковая среда и чтение книжек помогают. В Америке я читаю, разговариваю и пишу только на английском, а в Португалии - на португальском. Мне нравится преодолевать сопротивление материала. Ведь "португальский португальский" очень тяжёл для песен,  в отличие от мелодичного бразильского.
       
Девочка-кошечка звонким и вкрадчивым  голосом начинает петь что-то, очаровывая зал. Песни, между прочим, написаны самой Луизой. Обычную гитару сменяет маленькая, маленькую - банджо, банджо - арфа. Ярко, красиво, музыкально. Джаз ли это? Возможно. Размышлять на эту тему не хочется, когда тебя очаровывают всё больше. Песенки радуют, смешат.
     
- Нужно сперва научиться играть джаз, а после всё забыть. Мастерство должно быть не в голове, а в пальцах.
- Безусловно, в моих песнях есть элементы фолк-музыки, но я никогда не выступаю на фолк-фестивалях.
- Любимая певица - Билли Холлидей.
- Зритель не должен видеть каким нелёгким трудом даётся исполнителю песня. Суть слов важнее способа исполнения. Образцом прямого попадания в сердце зрителя для меня является Том Уэйтс. Или Чет Бейкер...

 

Глаза сверкают. И вдруг - грусть. Нарядные туфельки летят куда-то в сторону. Песня об умерших дедушке и бабушке. Она помнит их весёлыми, и, поэтому, песня печальная. Вот такая обратная логика. И правда, масло не должно быть масляным. Босая Луиза в странном танце-песне-воспоминании начинает кружиться по сцене с вовсе не театральными слезами на глазах ...
       
- Всё написанное условно делю на три группы:
первая - песни о себе, основанные на личном опыте. Некое подобие дневника. Это довольно болезненный процесс. Когда исполняю их на концертах,        то почти плачу, а голос начинает дрожать.
вторая - о  персонажах вымышленных. Я как будто вселяюсь в чужое тело. И уж тут стараюсь выбрать кого-то, совсем на меня не похожего. Например, героем песни может стать умирающий старик-мизантроп,  никому не нужный неудачник.
Или превращаюсь в парня, безнадёжно влюблённого в девушку. Некое подобие шизофрении? Возможно. Но такое раздвоение личности мне нравится.
и третья - просто рассказ о ком-то. К примеру, песня о японской девочке, выжившей после того страшного цунами. Рассказанную в ней историю увидела по телевизору. Впервые плакала, слушая новости.
           

Маленький оркестрик взаимной любви заводит полный зал очарованных зрителей в сказочные лабиринты приятной музыки и текста. Временами, печального, но чаще ироничного .
       
- Актёрствую ли на сцене? Когда-то пришлось совершить выбор между театром и музыкой. При этом не люблю музыкальный театр. Часто он олицетворяет фальшь на сцене.
- Много читаю. Единственная проблема - могу с лёгкостью заснуть после одной страницы. Но, проснувшись, неутомимо продолжаю.
             

Смешная девчонка Луиза Собрал заканчивает концерт. Лёгкость и очарование состоявшегося расплываются улыбками предстоящих воспоминаний на лицах расслабленных зрителей. Улыбками расставания.
 
- Моя саркастичность уходит корнями в семейные традиции. У нас в семье принято шутить друг над другом. Даже устраиваем соревнования по этому "виду спорта".
- Я не типичный музыкант. Не люблю тусовок. Спиртного вообще не употребляю. Не курю. Рано отправляюсь на боковую и много и сладко сплю.
- Перед концертом стараюсь не переедать. Немного сыра, томатный сок, апельсины. А вообще, я несчастная вегетарьянка, не любящая молоко. Только в гостях у родителей позволяю себе расслабиться и объедаться хорошей едой.

Пройдут дни, мы будем вспоминать прошедший фестиваль, именитых джазменов, покорявших нас мощью своего таланта. И среди них - экзотическую португальскую бабочку.


Прошло немало дней после фестиваля. Два лица Луизы Собрал в памяти давно уже слились в одно. Яркое, улыбающееся, насмешливое и очень артистичное. Она сама и создала на сцене тот самый "нелюбимый" музыкальный театр. Но отнюдь не фальшивый, а игривый и естественный.
Весёлый и грустный, дамы и господа.
 

Tags: jazz, photo, red sea jazz festival, Луиза Собрал, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

  • Вениамин Борисович Смехов. "Жизнь в гостях".

    Дамы и господа! Голод штука опасная. После длительного "недоедания" возвращаться к привычной "сытой" жизни следует не торопясь,…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вениамин Борисович Смехов. "Жизнь в гостях".

    Дамы и господа! Голод штука опасная. После длительного "недоедания" возвращаться к привычной "сытой" жизни следует не торопясь,…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…