Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Посвящение Сонни Роллинсу. Фестиваль в Иерусалиме.

                      Сонни Роллинз
                      бородатый и старый как бог со своим саксофоном
                      и шальной будто ветер
                      что бьется у двери
                      симфонической залы
                 
                            Марьяна Савка

"11 сентября 2001 года, когда седой человек, которому только что исполнился 71 год, смотрел в окно на оседающие в пламени и пепле соседние с его домом башни Международного Торгового Центра, в его квартире раздался звонок, и послышались глухие удары в дверь. Полиция требовала немедленной, без промедления, эвакуации всех жителей дома. Он не успел взять ничего, кроме саксофона. Его зовут Сонни Роллинс."
Так начал свою передачу "Время джаза" на радио Свобода, посвящённую 79-летию джазмена, бессменный её ведущий Дмитрий Савицкий.
     
Первый свой саксофон Сонни получил в 13 лет, а сегодня ему 83 года. 70 лет творчества. И какого!
Дамы и господа, скоро нас с вами ждёт чудесное переживание. С 21-го по 26-е июня 2014-го года в Иерусалиме в зале Гармония пройдёт фестиваль, посвящённый одному из величайших музыкантов джаза. Самый знаменитый (и мой любимый) его альбом называется Saxophone Colossus. Сонни уже давно стал колоссом саксофона, и любое обращение к его музыке привлекает внимание.
                       
[Организатор фестиваля Владимир Мак написал несколько строк о музыканте:]
Обычно посвящения носят либо поминальный либо юбилейный характер. Год назад наш мир покинул великий Дэйв Брубек и повсюду игрались концерты его памяти. Почти все великие джазовые музыканты покинули этот мир значительно раньше Брубека – ведь джазмены редко вели праведный образ жизни и уходили либо совсем молодыми, как  Паркер или Колтрейн или в возрасте молодых пенсионеров, в котором они выглядели уже глубокими стариками, как Монк или Бейкер. До по-настоящему преклонного возраста доживают совсем немногие, при этом остаются в этом возрасте на сцене просто уникумы. И совершенно неважно, сколько точно лет каждому из них, каждый их выход на сцену – праздник. Несомненно, первый из этих ветеранов и один из первых в истории джаза вообще – Сонни Роллинз. 9 сентября ему исполнится 84 года и не хочется ждать круглых дат, чтобы устраивать концерты, ему посвященные. Но сперва напомним любителям джаза основные вехи биографии легендарного саксофониста.
           
Sonny Rollins (настоящее имя - Theodore Walter Rollins) родился в 1930 году в Нью-Йорке. С раннего детства он учился играть на фортепиано, затем перешел на альт-саксофон, и в 16 лет сделал окончательный выбор на тенор-саксофоне. Талант Сонни привел его практически сразу же после старта в большой джазовый мир. В 1949-м году он выпустил свой первый альбом и стал играть с ведущими музыкантами Нью-Йорка Дж.Дж.Джонсоном, Бадом Пауэллом и Фэтсом Наварро. Через два года 21-летний молодой человек уже полноправный партнер Чарли Паркера, Телониуса Монка и Майлза Дэвиса. Это его саксофон звучит на легендарных пластинках 'Miles Davis and Horns' и 'Thelonious Monk and Sonny Rollins'. Но тогда он еще лишь классный партнер лидеров-новаторов. В середине 50-х он становится новатором сам, именно тогда появились его  блестящие импровизации, ставшие классикой джаза.

Джазовые критики восторженно писали о Сонни, отмечая его умение разбивать мелодию на элементы орнамента, в то время как обычным методом импровизации было использование аккордовых последовательностей. В конце 50-х годов Сонни назвали величайшим тенор-саксофонистом, - за несколько лет до того, как засверкала звезда великого Джона Колтрейна. Кстати, о том, кто кого переиграл – Джон или Сонни – в их совместной записи 'Tenor Madness' было много споров, большинство отдало пальму первенства Роллинзу. Удивительно, но вскоре после этого, в 1959 году Сонни поверг джазовых фанов в шок, объявив об... уходе из музыки. Впрочем, в начале 60-х он вернулся, записав альбом  'The Bridge', заиграв более эксцентрично и опять взлетев на первые места в джазовых рейтингах.

Активно выступая и записываясь в 60-е, продолжая развивать свой любимый хард-боп, одним из основателей которого он являлся, он, в период появления джаз-рока и наступления на элитарную музыку шоу-бизнеса, был на противоположном, некоммерческом полюсе джаза. Роллинз часто бывал эксцентричен не только в музыке, но и в поступках – особо известно его одиночное музицирование на одном из ньюйоркских  мостов. Он утверждал, что ему нравится звучание саксофона над рекой...

В конце 60-х Роллинз опять исчез (это уже никого не удивило) и в начале 70-х опять вернулся и опять оказался в центре внимания. Критики, правда, не были  в восторге от появления в музыке Роллинза влияний ритм-энд-блюза, но его мастерству импровизатора и тенор-саксофониста по-прежнему не было равных. С тех пор маэстро уже не покидает сцену. В  75 лет Сонни стал обладателем 'Jazz Awards', получил титулы 'Музыканта года' и 'Саксофониста года', и все эти титулы, несомненно полученные за многолетние заслуги, и сегодня не являются исключительно почетными. Роллинз – не только легенда, стоящая в  ряду лучших джазовых тенористов рядом с Янгом, Хокинсом и Колтрейном, но настоящий джазовый гений – наш современник.

И мы горды этим, и желаем Сонни свинговать до 120!
               

фотография из википедии
                                     
А мы с вами направимся на переполненную всевозможными радостями жизни улицу Гилель, где остановимся в уютном и неожиданно тихом средь городских шумов Иерусалима Итальянском дворике. Зал "Гармония" дорог мне многими событиями. Прежде всего, традиционное место проведения международного фестиваля «Джаз-Глобус», о котором писал много раз. Здесь же неоднократно проходили выставки джазовой фотографии, где демонстрировались и мои работы. Лекции, встречи, концерты, дискуссии... Но поговорим о том, что ждёт нас на грядущем фестивале. Четыре дня - четыре интересных комбо.
   
Откроет фестиваль 23-го июня квинтет саксофониста Эльада Геллерта. Он с гитаристом Адамом Вайнгродом, пианистом Мильтоном Михаэли, басистом Давидом Михаэли и  барабанщиком Рои Бен Йосефом исполнит композиции из нового проекта Катамон. Я слушал игру Геллерта на последнем 10-ом фестивале «Джаз-Глобус». И смело могу рекомендовать этот состав всем любителям джаза.
     
24-го июня на сцену "Гармонии" выйдет квартет саксофониста Бориса Гаммера, одного из моих любимых израильских джазовых музыкантов. С профессором Иерусалимской  академии сыграют представители нашей джазовой элиты. Григорий Рывкин – прекрасный  трубач,  известный как в Израиле, так и в Нью Йорке. Многолетний партнер знаменитого американского пианиста Данило Переса Таль Гамлиэли – выпускник одной из лучших джазовых школ - бостонской школы «Беркли». И прекрасный барабанщик, лауреат джазовых фестивалей Йонатан Розен. Уверен, что этому прекрасному комбо будет что сказать в интерпретациях Сонни Роллинса.
   

А 25-го июня встреча с поразившим меня когда-то раз и навсегда композитором и саксофонистом Альбертом Бегером в трио с контрабасистом Асафом Хакими и барабанщиком Йоавом Зоаром. Я слушал этих музыкантов в разных составах и на различных сценах. От "Джаз Глобуса" до эйлатского фестиваля "Джаз на Красном море". И всегда они играли интересный джаз высокого уровня. Уверен, что и этот концерт не станет исключением.


Завершит фестиваль 26-го июня квартет Роберта Анчиполовского, прекрасного саксофониста и неутомимого организатора.  Затрудняюсь даже приблизительно назвать количество интересных американских джазовых музыкантов, которых Роберт привозил в Израиль для совместных выступлений. Анчиполовский, ученик Фила Вудса, обычно играет на альт-саксофоне. Но нынешний фестиваль посвящён тенор-саксофонисту Сонни Роллинсу, и нам будет дана возможность послушать игру Роберта на тенор-саксофоне. Не сомневаюсь в высоком уровне и этого заключительного концерта фестиваля, где партнерами саксофониста будут пианист Игорь Ходорковский, басист Дани Сорэк и барабанщик Александр Штейн.


Ещё раз с искренним удовольствием приглашаю всех любителей джаза на концерты фестиваля «Посвящение Сонни Роллинсу» в Доме искусств «Гармония» с 23 по 26 июня. Начало концертов в 20.00. Заранее выберите удобный вечер (или вечера) и вы не пожалеете.
               
Завершить обзор хочу словами самого Сонни Роллинса:
«Джаз нуждается в достоинстве и должен выглядеть высоким искусством».
Всю свою жизнь музыкант воплощает честь и благородство, заключённые в этой фразе. И дай ему Бог ещё много лет шествовать тем же путём.
                 
В конце концов, что такое 83 года для джазового гения, дамы и господа?
Tags: jazz, photo, Иерусалим, Сонни Роллинс, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Светлая память Ли Коницу.

    Дамы и господа! Больно писать об этом, но 15 апреля 2020-го года ещё одна джазовая звезда зажглась на небе. Очередной жертвой коронавируса в…

  • Добро и зло в часы послесмертия.

    Мама умерла во сне в ночь с пятницы на субботу. Говорят, так уходят праведники. Высокие слова. Но сколько я помню маму, она ни разу не совершала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Светлая память Ли Коницу.

    Дамы и господа! Больно писать об этом, но 15 апреля 2020-го года ещё одна джазовая звезда зажглась на небе. Очередной жертвой коронавируса в…

  • Добро и зло в часы послесмертия.

    Мама умерла во сне в ночь с пятницы на субботу. Говорят, так уходят праведники. Высокие слова. Но сколько я помню маму, она ни разу не совершала…