Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Как рассказать об этой "Травиате"?

Дамы и господа.
Удалось побывать на генеральном прогоне оперы Верди "Травиата". На полноценном спектакле с костюмами и декорациями, но с остановками и повторами. Подготовка к этому событию для нас проходила под знаком вопроса.
Во-первых, далеко. Израиль, конечно, государство небольшое. Но это очевидно только разглядывающим его на карте через увеличительное стекло. Да, из нашего городка Тель-Авив и Иерусалим вполне достижимы. Чем мы и пользуемся постоянно. Но в данном случае речь шла о концертной площадке на берегу Мёртвого моря. Далеко!
Во-вторых, опера поздно закончится, а ночное возвращение домой по пустыне глубокой ночью вовсе не привлекает. Да и машину гонять жалко.
В-третьих, когда на прошлых фестивалях ставили такие масштабные проекты, как "Набукко" и "Аиду", и даже мощную "Кармен", то это было как-то обоснованно. А тут - "Травиата", будуарная любовная история. К чему так мучить несчастных любителей оперы. Ворча всё это и многое другое себе под нос мы отправились в путь. Ибо лучше сожалеть о сделанном, чем об упущенном.
И пять часов пролетели единым прекрасным мгновением. Ощущение радости гулкими толчками  заставляло сердце биться куда сильнее, чем полагается в это время суток. И единственное, что не даёт мне покоя, как обо всём этом достойно рассказать?



Как рассказать о фестивале, ставшем уже традиционным? О мечте его организаторов, превратить пустыню в зону весёлого и яркого праздника для своих и чужих? И чтоб уже никто там не различал кто свой, а кто чужой в потоке радости и упоительной музыки. О месте его проведения? О горе, пропитанной историей, мифами, легендами, величием и подвигами духа. О Масаде, пережившей и Макавеев, и римлян, и много чего ещё, безмолвно взирающей на человеческую суету у своего подножья. Безучастно и гордо.

 

И только раз в году, в фестивальные дни, под колдовским влиянием светорежиссёров, меняющая свой моноцветный облик. Представляете, огромная гора, возвышающаяся над сценой становится одним из основных участников действия. Переживает за происходящее там, внизу, светится и расцветает всевозможными цветами. Иногда суровыми дорогами к жестоким небесам, как в "Аиде", а иногда легкомысленными розовыми и фиолетовыми бантиками, как в "Травиате". Как гениальной актрисе, ей всё к лицу.
           

   
                           
Как рассказать о фестивальной площадке, возникшей посреди заповедника. О спрятавшемся сером тысячелетнем песке. О впечатляющих и ошарашивающих числах? О сцене, площадью четыре тысячи квадратных метров и трибунах, готовых принять 7580 гостей. О легкомысленной парижской улочке площадью 15000 квадратных метров. О ресторанчиках, арках, столиках. О семистах непосредственых участниках постановки и 2500-х технических работниках?

 
 

Как рассказать об организаторах этого праздника. Об их упорстве, одержимости, выносливости. О генеральном директоре Израильской оперы Хане Муниц, буквально поселившейся на фестивальной площадке. И к пыли, и к ветру, и к жаре можно привыкнуть, если есть ради чего. Были случаи в истории нашего народа. Вот и водит она за собой по пустыне неутомимо усталую боевую команду. Сорок лет, правда, ещё не прошло.

 

Как рассказать о том, почему "Травиата"? Потому ли, что эта опера была первой, поставленной в Израиле в 1923 году. Или потому, что в прошлом году раздновали 200-летие со дня рождения Верди, и 2013-й был объявлен его годом. Или, по словам Ханы Муниц, Виолетта говорила, что Париж для неё - пустыня. Вот и решили создатели построить Париж в Негеве.

 

Как рассказать о сухом ветре пустыни, иссушающе горячем днём, но фестивальными ночами несущем лёгкую блаженную прохладу? И о небесах над пустыней. Синих, серых, контрастных. И о "летающих тарелках" примчавшихся из неведомого, чтобы тоже поучаствовать в празднике.

 

Как рассказать о человеке, без которого этого не состоялось бы. Или было совсем другим. О маэстро Даниэле Орене. Одном из лучших в мире дирижёров-постановщиков опер. И об оркестре, преображающемся в его руках, как алмаз искусной огранки. Об этой невероятной репетиции, на которой нам посчастливилось побывать. О рождении нового прямо на наших глазах. Об остановках, задающих новую сценографию. Яростных спорах с режиссёром. О волшебной палочке, в руках Орена, мгновенно и властно меняющей ход спектакля. О человеке поющем, смеющемся, плачущем и кричащем на всех языках за дирижёрским пультом. Впрочем, о нём я обязательно расскажу отдельно. И очень скоро.

 


И, наконец, как рассказать о самой опере. Тут даже для вопросов не достаёт слов. О яркости, боли, нежности, любви, отчаянии. Об огромной сцене, сверкающей отсветами парижских балов.Не стану же я пересказывать известное всем либретто. Лучше покажу несколько фотографий.


                         
Как рассказать о блестящих солистах? Об одной из лучших в мире исполнительниц партии Виолетты сопрано Елене Мосук и потрясающем испанском теноре Чельсо Альбело?

 
 

О кордебалете, огненном в прямом и переносном смысле этого слова?

 
 

 Как рассказать о "долгой" дороге назад, оказавшейся такой короткой?  О фантастическом обаянии ночной нашей хозяйки - пустыни? О пустых дорогах? О невероятно чёрном небе над головами, исколотом серебряными булавками звёзд?  О разговорах, спорах, воспоминаниях о пережитом, примолкших лишь на несколько минут во время набега на еду в светящемся магазинчике при ночной заправке, где казённый сэндвич казался вершиной кулинарных изысков. О возвращении домой в 4 часа ночи, "когда сна ни в одном глазу"? Потому что, как уснёшь если столько адреналина воспоминаний гуляет в крови?

 

Дамы и господа! Не представляю, как ответить на все эти вопросы. И на многие другие важные и не менее безответные, теснящиеся в горячих от восторга головах. Есть единственный способ.
Приехать самим и убедиться лично. А иначе - никак!
.
Tags: "Травиата", Верди, Масада, опера, фестиваль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 190 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →