Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Эффект постджазового присутствия. Контейнер #1. Ли Кониц и Доктор Лонни Смит.

Дамы и господа.
Концерты 28-го Международного джазового фестиваля на Красном море позади. Имена джазменов архивированы в аккуратных виртуальных папочках фестивальной истории. Залы, составленные из корабельных контейнеров, разобраны. Известно ли вам, что у концертных залов эйлатского фестиваля только три стены.
А где же четвёртая? Море! И незримая "стена эта" - за спинами зрителей. Представляете, какой кайф получают музыканты? Сами признавались. И вот после фестиваля огромные металлические ящики фирмы ZIM отправляются в разные порты мира. Если где-нибудь во вселенной вы окажетесь рядом с таким, приложите ухо и прислушайтесь. Фестивальные контейнеры отличаются от остальных тем, что долго ещё вибрируют, излучая накопленную джазовую энергию. Свингуют потихоньку во Владивостоке и Сан-Франциско, Питере и Одессе. Но услышать этот удивительный звук дано лишь настоящим ценителям. Испытайте себя, дамы и господа.
Что же удивительное напоют вам контейнеры года нынешнего? Какие волшебные истории нашепчут?
Вон тому большому рыжему со ржавым пятном в углу посчастливилось побывать на двух потрясающих концертах Ли Коница.

   
-
Великий саксофонист в 1949-ом году вместе с Майлзом Девисом в составе легендарного нонета "Birth of the Cool" повернул стрелки истории джаза в новом направлении. Нынешний 87-летний возраст вовсе не препятствует ему жить полноценной музыкальной жизнью, гастролировать по всему миру и глядеть на нас с улыбкой мечтательного ребёнка. И совсем уж не помешало в трудные для нашей Страны дни приехать на фестиваль вместо...
     
Впрочем, какая разница, кого заменил этот музыкант, сам давно ставший историей джаза. Достаточно одного его присутствия, чтобы превратить любой фестиваль в ФЕСТИВАЛЬ.
Квартет Ли Коница дал в Эйлате два концерта. Абсолютно разные по настроению и программе. Даже величайший стандарт всех времён Body and Soul в первый день был исполнен всем квартетом,




а во второй маэстро захотелось сыграть его дуэтом с  пианистом.



Составы не совсем те,что мы слышали, но представление получить можно. И насладиться.

После первого концерта мы вышли ошарашенными. Мастер продемонстрировал всем, что такое настоящий джаз Cool, изобретённый в конце пятидесятых Майлзом Девисом. Это совсем иной стиль игры, где солист не довлеет величием своей техники и звучанием инструмента, а музыкальным пунктиром уносит слушателя в небеса, оставляя паузы для всевозможных со... (сопереживания, созвучия, сочувствия и в некотором роде даже соавторства). Ни с чем не сравнимое ощущение лёгкости и полёта. Во второй день всё звучало ещё мягче, лиричней, задушевней. Мгновения эти не забуду никогда.
       
Над нами звёздное небо, за спинами Красное море, ночной бриз охлаждает и сушит разгорячённую эйлатским солнцем кожу и заполняет паузы между звуками. Что-то шепчет контрабас Джереми Страттона. Ласково и нежно шелестит щёточками ударник Джордж Шуллер. Звенящая россыпь Флориана Вебера. И над всем этим негромко и вкрадчиво возносится в ночное небо голос саксофона Ли Конница.

 
 


С такой пронзительной чистотой и грустью,  что моя жена на концерте заплакала и даже не пошла в ту ночь на джем, что бывает крайне редко. Чтобы не расплескать.
Вот ещё один клип на прощанье. Знаменитый Solar Майлза Девиса.


Эта музыка останется с нами навсегда.

О встрече в маленькой комнате за сценой я написал в предыдущем рассказе. И даже фотографию повторю. К Ли Коницу зашёл в гости ещё один джазовый патриарх Доктор Лонни Смит.
               

Так они и сидели рядом, принимая знаки уважения и почитания от готовившихся к следующему концерту музыкантов квинтета Омера Авиталя. Первый, опираясь на саксофон, а второй - на металлическую палку. Я взял автограф у Коница в большом альбоме с чёрными страницами рядом с местом для его будущего портрета. Обычно делаю это при следующей встрече, показывая фотографию, но тут удержаться не смог. И, заметив взгляд Доктора, попросил подписаться и его.
     
- Но ведь страницы чёрного цвета.
- А у меня специальная "серебряная" ручка.
- Никогда раньше такой не видел...

                 
На мгновение один из величайших джазовых органистов всех времён Доктор Лонни Смит превратился в ребёнка. И с благодарностью принял ручку в подарок.
   
Впрочем, почему на мгновение. Ребёнком он и вышел на концертную сцену с гитаристом Йонатаном Крайсбергом и ударником Ли Пирсоном.






Только взгляните на озорство, хулиганство и наивность перемешавшиеся в его взгляде. Эйлатский бриз развевал седую бороду и пытался ухватить край туго намотанного чёрного тюрбана.
My Favourite things




Органиста почти не видно за огромным инструментом. Но вот он выходит к нам, опираясь на свою палку, перехватывает её поудобнее и та... начинает петь. 72-летний ребёнок нас перехитрил. Зрители повскакивали со своих мест и пустились в пляс вместе с лихим "дервишем"

     

Вот какие истории рассказал нам бывалый морской контейнер.
А люди, слушатели, зрители? Чем мы хуже железных коробок?
         
Возвращаясь из далёкого Эйлата на "Большую землю", приступая к работе, занимаясь домашними делами или встречаясь с друзьями, мы продолжаем лучиться ярким светом Его Величества Джаза. Учёные джазоведы провели эксперимент. Собрали в большой и очень тёмной комнате две контрольные группы людей. Побывавших на фестивале и лишённых этого счастья. Так вот, первых сразу можно было отличить по особому "джазовому" пульсирующему свечению. Всё зафиксировано на специальных свето и звукочувствительных плёнках. Феномен получил название "эффект постджазового присутствия".
Хотите верьте, а хотите - проверьте. Не за горами следующий фестиваль, дамы и господа.
Tags: jazz, lee konitz, photo, red sea jazz festival, Доктор Лонни Смит, Ли Кониц, джаз, фестиваль, фотографии
Subscribe

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Трио Шая Зелмана в музее Иланы Гур.

    Дамы и господа! Заманчивое предложение для желающих выпить бокал вина в сказочном месте под отличный "живой" джаз. Линии судьбы сойдутся…

  • Александр Пушкин и Дэвид Мюррей. История одной истории.

    Дамы и господа! Выдающийся джазовый композитор, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Дэвид Мюррей (Dave Murray) празднует 19-го февраля 2021-го года…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…