Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Categories:

Перекрёсток миров Мари Шуинар

Дамы и господа.
А теперь попытаюсь рассказать о своих ощущениях.
Сразу отвечу на первый вопрос, балет ли это? Где проходит та самая невидимая линия раздела в области современной хореографии. Может быть, как у Станислава Ежи Леца:
- Людей можно делить по-разному. Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. "А я делю на головы и туловища", — сказал удивленный палач.
Для меня всё просто до абсолютной субъективности. Если действие захватывает, завораживает и заставляет забыть о суете окружающего мира, то и потребность в квалификации отпадает.
Итак, мы увидели два одноактных балета: "Весну Священную",  поставленную на музыку И. Стравинского в 1993-ем году, и постановку "Mouvements", созданную в 2011-ом году для Международного фестиваля танца в Вене ImPulsTanz и включающую соло Шуинар для Place des Arts (Montréal) 2005-го года.

                 
-
Темнота. Полуобнажённое женское тело в жёлтом конусе цвета. Отчётливый круг на полу как граница мира. Тесного, индивидуального, непознанного.
И ещё один конус, и вновь. Они зажигаются и гаснут, возвращая тьме своих обитателей. Нет синхронности движений у танцоров. Да и в каждом танцующем теле нет гармонии. Руки, ноги, плечи, головы движутся под потрясающую много раз слышанную музыку Стравинского независимо друг от друга.
   
Несмотря на обнажённую женскую грудь, эротизма в танце нет совершенно. Пра-время. В этом "раю"  ещё не вкусили плода с древа познания.
Постепенно движения становятся мощнее, обретают внутреннюю логику. Но логику не человеческую, а потаённую шаманскую.
   
Как известно, премьера "Весны свящённой в постановке Нижинского в 1913-ом году на Елисейских Полях в Париже завершилась оглушительным провалом. Вот, что писал об этом автор декораций и костюмов сценограф Николай Рерих:

Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями.

Мари Шуинар показала нам иной спектакль, но "ритм, священный символ и утонченность жеста" - основа основ её балета. Образы и тени пра-жизни мелькают перед нами в попытках самопознания. Прекрасные хореографические работы. Воображение зрителя, переплетаясь с фантазией постановщика, порождает видения. Люди-птицы, люди-цветы, загадочные монстры. В одном из кругов долго и жестоко бьются тени-близнецы. Каин и Авель этого мира? Кому-то придётся расплачиваться и за сей грех.
     
В этом пространстве ещё не установлена тонкая грань между добром и злом. Сами эти понятия не определены. И только свет по-прежнему отделён от тьмы хрупкими поверхностями конусов. В одном из них расцветает странное создание. Женщина-цветок или цветок-женщина? Неясно, что здесь первично...

           
            Фото предоставлено организаторами гастролей.

Но жёсткость световых рамок постепенно размывается. Вот они все вместе на сцене. 10 танцоров. Разные. Худые и полные, высокие и низкие, колченогие и грациозные... У каждого из солистов свой стиль и личные взаимоотношения с ведущей его музыкой.
 
Здесь и сейчас решается, какие диковинные сущности будут населять грядущий мир. Люди ли? А может быть драконы или носороги?
На сцене - видение женщины в когтях-ветвях-лепестках. Чём-то, невнятно тревожащем душу. Но в глазах следующего за ней мужчины появилось нечто, ранее в этом мире не виданное. Желание, чувственность, похоть. Вожделение заполняет сцену. Жёлтые бесстрастные цветовые тона приобретают красноватый оттенок.

Я не один.
Ты не одна.
Мы не одни.

     
Сцену заполняют двурогие "минотавры". Один рог во лбу, а второй между ногами. Зов музыки и плоти пульсирует в их движениях.
Трое тяжело дышащих мужчин. Три женщины, распростёртых на полу в призывных позах. Впервые обитатели мира прикасаются друг к другу. Контакт из визуального становится телесным.
Да, одиночество непреодолимо, как в любом из возможных миров. Но этот уже будет существовать, несмотря на конусы света вновь и вновь разделяющие обитателей. Ведь они познали друг друга, и красный оттенок страсти и любви уже неистребим.
 

«В «Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, стихийное, воскресение зачатия всемирного» - писал Стравинский в книге «Что я хотел выразить в Весне священной» в 1913-ом году.

После перерыва нас приглашают на "Mouvements" (Движения), созданный по книге, написанной в 1952-ом году французским поэтом и художником Анри Мишо. Из 64-х страниц рисунков тушью, 15-ти страничной поэмы и послесловия родился балет.
     
Задник сцены - гигантский раскрытый фолиант, белоснежные страницы которого испещрены чёрными загадочными кляксами иероглифов. Страницы переворачиваются, танцоры с невероятной пластичностью повторяют рисунки Мишо. Частая дробь и шуршание
электроакустической музыки монреальского композитора Louis Dufort задают ритм этого бесконечного изысканного процесса, волна за волной накатывающегося на нас. Создаётся ощущение, что главенствуют в этом спектакле именно картинки, чёрные сгустки движений. Мари Шуинар уловила это и поручила своим танцорам переводить для нас их застывший язык. Хореографу удивительным образом удалось оживить видения художника.

                   

                Фото предоставлено организаторами гастролей.        

Страницы перелистываются. 9, 12, 8 рисунков. Танцоры группами и поодиночке разговаривают с нами на языке чёрных линий. В этом не стоит искать ничего человеческого. Всего лишь движения. Иногда смешные, чаще страшные, но всегда странные. А может ли быть иначе? Представьте себе танцующую кляксу взрыва или ожившее пятно Роршаха...
     
"Движения" вглядываются в нас, пытаются сказать что-то важное:
- Мы такие же, как вы. Просто живём в разных мирах. Вот, мы движемся, даже разговариваем.
И нечеловеческий рёв раздаётся из разинутых ртов танцоров.
Соло и многофигурные композиции, плавные и хаотичные движения, раздутые щёки и развевающиеся волосы, невероятная пластика и функциональность чёрно-белого мира. Но хотим ли мы туда?

В этом месте и возникла нить, связавшая эти два совершенно разных балета воедино.
Мир зарождающейся первичной "протострасти", косноязычного весеннего многоголосия начинающейся жизни и чёрно-белое пространство холодных чернильных знаков.
Народ телесного буйства превратился в народ виртуальной книги.
       
И как подтверждение этой мысли темнота заливает пространство сцены и в возникших кавернах ослепительно яркого бушующего мигающего света бессильно бьются обитатели миров первого балета.
Что же в конце? Многоточие...

     


Откуда мы пришли и куда несёт нас холодная волна технологических достижений?
Нынче мы где-то посредине. Ещё живые, чувственные и чувствующие, но уже запутавшиеся в чёрно-белых линиях. Умение бесстрастно любить весь мир, застрявший в паутине, даром не проходит.
Постараемся не забывать о тепле близких, улыбках друзей, прислушиваться к простым человеческим словам, а не к рёву чернильных пятен.

Давйте радоваться жизни, дамы и господа. Здесь и сейчас.
Tags: "mouvements", marie chouinard, Весна священная, Мари Шуинар, Тель-Авив, балет, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →