Eduard Markovich (luckyed) wrote,
Eduard Markovich
luckyed

Category:

Тень ночи Усио Амагацу

Дамы и господа!
С 12-го по 15-е декабря в Тель-Авивском центре сценических искусств мы сможем увидеть спектакль "Тобари - в бесконечном потоке" японского хореографа Усио Амагацу в постановке ансамбля "Санкай Дзюку". Это особое мало с чем сравнимое зрелище нельзя упустить.
Мне посчастливилось побывать на встрече с Усио Амагацу в "очень правильном месте" - японском ресторане "Окана" в Тель-Авиве.
     
Балетмейстеру, философу, мудрецу и ТАНЦОРУ Усио Амагацу 64 года. Невысокого роста, худощавый, подтянутый, спортивный. Человек-история японского театра, лауреат 26-ой премии Лоуренса Оливье за лучший современный балет и  Geijyutsu Sensho Prize (премия Поощрения Художеств) за выдающиеся художественные достижения, кавалер Ордена Искусств и литературы Министерства культуры Франции, обладатель Гран-при 6-й Asahi Performing Arts Awards и  Медали пурпурной ленты правительства Японии.
Спокойное сосредоточенное лицо временами освещает светлая улыбка ребёнка. И тут же прячется. Поверхностная эмоциональность считается дурным тоном в театре Буто.
Но и тень улыбки прекрасна...

     
     
 

Дождь встретил японского гостя чисто вымытыми кирпичиками мостовой, отсвечивающими матовым теплом под жарким солнцем Тель-Авивской зимы. Настроение перед встречей было прекрасным. Не так часто есть возможность пообщаться с Личностью.
                                     

         

Хореографический стиль Буто возник в Японии после Второй мировой войны на стыке традиций и пришедшего с запада модерна. Это особое состояние танца, где движения минимальны, лица неподвижны, а музыка медитативна. Угадываются древнейшие корни японской культуры. Шестисотлетний театр НО, Кабуки, трёхстишия хокку. Лишь японцы способны в нескольких точных словах-движениях-символах передать бесконечность вселенной. Следуя традиции, на сцену выходят только мужчины. Их обнажённые до пояса тела, бритые головы и анемичные лица покрыты слоем тяжёлого белого грима. Спокойствие, сосредоточенность, взгляд внутрь.
                 
Танец в Буто это не просто искусство движения, а философское размышление о нём. Пластика искажена, движения распадаются, тело танцора - центр бескрайнего пространства.

     
Постановщик, непосредственный участник, хореограф и сценограф всех спектаклей созданной им в 1975-ом году труппы "Санкай Дзюку" (что в свободном переводе означает «Учение о горах и море») глуховатым негромким голосом начинает рассказывать.
     
 

 
Древнее слово "Тобари" в современном японском языке не используется и по смыслу означает нечто вроде "тень ночи" или "ниспадающий занавес". Ночь очень важна для меня, и в сценографии я использую её атрибутику. Сцена представляет собой коллаж из чёрного фона, светлого песка и 2200 источников света, воссоздающих карту неба из 6600 звёзд. Звёзды расположены так же, как в реальном японском августовском небе.
               
Сценография строгая, но впечатляющая. Современные японские композиторы Такаши Како, Яс-Каз и Ёосиро Ёоcикава написали музыку специально для этого спектакля. После мы изменили её, и вместо солирующего фортепиано можно услышать другие инструменты. Китайскую скрипку, например, или синтезатор...
                 
   
         
В спектакле вместе со мной заняты 8 танцоров. Он состоит из семи разных по смыслу и составу мини-спектаклей, и только в финале все актёры объединяются. Семь частей - семь тайн.
                 
Вглядитесь в названия, дамы и господа, и ветер Буто неслышно коснётся ваших щёк и сердец.
1. Из беспредельного небытия
2. Тень в сновидении
3. Отражая друг друга
4. Грёзы во тьме
5. Синяя тьма
6. В бесконечном потоке
7. К беспредельному небытию
                                         
Тобари был впервые показан в Париже в 2008 году  в Theatre de la Ville и с тех пор побывал во множестве стран. Один из танцоров начинал вместе со мной в 1975-ом году, а самому молодому участнику 24 года.
                             
Я никогда не хотел, чтобы "Санкай Дзюку" превратился в большой коллектив. Всё начиналось с 3-х человек, потом в течение 20-ти лет было 5 танцоров. Я ощущал, что для меня это максимальное число. И только постепенно состав увеличился до 8-ми человек.
                       
       
Я ставлю спектакли примерно раз в 2 года. Идея будущей постановки сначала возникает, как некий символ, который нужно творчески осмыслить. Если результат достоин внимания, то записываю и кладу в ящик стола. Через полгода - год просматриваю записки и они, возможно, становятся основой следующего спектакля. Спешить некуда. Срок в 2 года очень важен для меня.
               
Репетиции - индивидуальный процесс для каждого танцора, состоящий из особой гимнастики и специальных упражнений. Иногда я слежу за этим, но очень редко вмешиваюсь и что-то говорю. В репетиционном зале нет зеркал, потому что, глядя в зеркало, человек немедленно меняется. Старается выглядеть лучше и теряет естественность...
         
Любое движение начинается не с музыки, а с тишины. Это даёт возможность сконцентрироваться на внешнем космосе и в то же время ощутить внутренний мир. Танцоры на сцене находятся в состоянии, которое можно назвать "небытие". Их глаза прикрыты, эмоции не проявляются.

       
 
           
В начале встречи мы рассаживались за большим квадратным столом. Но мистер Амагацу явно не захотел сесть спиной к огромному зеркалу на стене. Наверное и в этом прячется какая нибудь символическая тайна маэстро? Кто знает?
         
                                       
                         
И всё-таки, что же такое это загадочное явление, обозначаемое словом Буто?
Танец? Пантомима? Языческий культ? Медитация? Философия? Балет? Или всё вместе взятое?

Быть может пояснения самого Мэтра нас спасут?
 
Танец Буто - "диалог с гравитацией". Для того, чтобы этому научиться, нужно овладеть техникой релаксации. Поэтому в движениях танцоров напряжение сочетается с расслабленностью.
                     
Плод в материнском чреве совершает удивительное превращение из одноклеточного существа через рыбу, рептилию и т.д. в человека. Это путешествие длится 9 месяцев. А движение Буто это попытка концентрации эволюции человечества продолжительностью в миллионы лет.
           
Буто - это одновременно и жизнь и смерть, это осознание расстояния между существом человеческим и чем-то иным. Буто также и осознанная попытка преодолеть это расстояние между нами и неодушевленным предметом. В Буто тело танцора подобно наполненной до краев чаше, которая уже не способна принять ни малейшей капли жидкости. Посему тело танцора находится в состоянии совершенного баланса.

Слова, слова, слова... Вы получили ответ? Я - нет.
Пока не увидим и не ощутим сами, не поймём ничего, дамы и господа.

Tags: "Тобари - в бесконечном потоке", Буто, Усио Амагацу, балет, зелёный блокнот, театр, фотографии
Subscribe

  • Вениамин Борисович Смехов. "Жизнь в гостях".

    Дамы и господа! Голод штука опасная. После длительного "недоедания" возвращаться к привычной "сытой" жизни следует не торопясь,…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вениамин Борисович Смехов. "Жизнь в гостях".

    Дамы и господа! Голод штука опасная. После длительного "недоедания" возвращаться к привычной "сытой" жизни следует не торопясь,…

  • (no subject)

    Дамы и господа! Не знаю, как писать об этом. Плачу. 9 февраля в возрасте 79 лет умер от рака один из величайших джазовых пианистов, создатель…

  • Иерусалим, тающий в тенях.

    Дамы и господа! Иногда пространство и время сплетаются в волшебный рожок, из которого сыпятся миражи. Вне времени и пространства. А мы с вами…